|
Солнце сияло
Серым цветом выделены имена актёров, "выбывших" из спектакля
Оценка:
10 Отзыв: С этим Спектаклем на
сцену наконец - впервые на моей памяти - по-настоящему проникло то (те
ситуации, те персонажи), что мы каждый день видим по телевизору и вокруг нас
и что в обычной жизни воспринимается либо равнодушно и привычно, либо с
отвращением. Но в Театре от этого становится то страшно, то смешно; в
Спектакле, в отличие от телевидения, всё это изображено очень серьёзно,
искренно, правдиво и реально, так, что обращает на себя внимание и заставляет
о себе задуматься, что-то предпринять, иногда даже потрясает. Очень большое значение имеет название - "Солнце сияЛО", сияние относится к прошлому (к прошлому в результате возвращается и главный герой Саша; даже с родителями он говорит только о родословной), теперь солнце заходит, а минутные проблески его сияния остаются почти никем незамечены. Спектакль совершенно безнадёжен, современная жизнь в нём изображается пустой, несчастливой, бессмысленной, искусственной, очень жестокой и совсем безвыходной, в ней нет места чувствам. Остаются дружба, принципиальность и верность идеалам (хотя лишь у некоторых - Саши, Ульяна, Николая, Ловца), стремление реализовать себя и отчаянная борьба за существование (это есть у всех, но у большинства перерастает в нездоровую жестокую хватку, расчёт и готовность на всём пути действительно всё смести и не останавливаться ни перед чем, не обращать ни на кого внимания и ни о ком не думать, при том, что цели этого не оправдывают), но о самом главном - Любви - здесь ни говорится ни слова, её просто нет (интересно, что в романе Саша свою любовь всё-таки встречает, однако в спектакле об этом не говорится). Саше удаётся хоть как-то сохранить себя, почти ничем не поступиться, но в результате он себя закрывает, "консервирует" и остаётся один в этом мире. И несмотря на то, что он сохраняет в себе какой-то внутренний свет, существование его почти ничем не отличается от неприятного ему существования прочих. Причём все прочие, приложив большие усилия, всё-таки добились того, чего хотели, о чём мечтали ("она хотела стать звездой, и она ею стала"), а Саша, как мне кажется, так и не сумел найти своё место, свою нишу в жизни, своё предназначение, и не получает никакого удовольствия от того, чем занимается, не заинтересован в этом. Но, однако, чувствует себя счастливым и благополучным, как и остальные. Но всё-таки надежда и вера в то, что солнце будет сиять, есть, и она для него воплощается в сыне. Не случайно Спектакль завершается именно словами Саши о нём. В Спектакле есть фразы (многие из них акцентируются - высвечиваются на экране), которые должны стать лозунгами и разойдись на цитаты, такие как "Звёзды ножками не ходят", "Не можешь укусить - не оскаливайся" и "В армии учат - Родину любить!". Что-то из этого - "слоганы нового времени", а что-то - простые истины. Таким образом, "Солнце сияло" учит, как надо жить. Саша - на мой взгляд, самая сильная, серьёзная, интересная, масштабная и лучшая на данный момент роль Павла Ващилина. В очередной раз удивил Куличков - каждая его новая роль не имеет ничего общего с предыдущей, но исполнена совершенно по-новому, блестяще и с полным перевоплощением. Очень понравились впервые увиденные мною в больших ролях Трубецкой, Соловьёв и Савинков; впервые сильное впечатление произвёл Бобышев. Замечательно сыграли Агапов, Лемешко и Тополянский. И, конечно, как всегда, восхитила Ольга Литвинова; по-моему, Долли-Наташа не похожа на всё, что она делала раньше, но ей удалось создать один из самых ярких и сильных образов в Спектакле. При этом, в отличие от некоторых других персонажей, её Долли-Наташа не выглядит чисто карикатурной, она вызывает определённое понимание и сочувствие. |