Спектакли МХТ: Амадей | Антигона
| Белая
гвардия | Белое на чёрном | Вечность и ещё
один день | Вишнёвый
сад | Господа
Головлёвы | Гримёрная
| Живи и
помни | Изображая
жертву | Исповедь
горячего сердца | Кабала святош
| Количество
| Копенгаген
| Король Лир | Кошки-мышки | Кысь | Лес | Лесная песня
| Лёгкий
привкус измены | Лунное чудовище
| Мещане | МХАТовские
вечера | Нули
| Обломов
| Осада
| Последний
день лета | Последняя жертва
| Преступление
и наказание | Пролётный гусь | Пьемонтский
зверь | Священный
огонь | Скрипка
и немножко нервно | Сонечка
| Старосветские
помещики | Тартюф | Татуированная роза
| Терроризм
| Тот, кто
получает пощёчины | Ундина |
Утиная охота
| Учитель
словесности | Школа злословия | Ю
Мещане
Автор |
Максим Горький |
Режиссёр |
|
Художник |
Николай Симонов |
Художник по костюмам |
Ольга Резниченко |
Художник по свету |
Дамир Исмагилов |
Музыкальный руководитель |
Владимир Панков |
Музыка |
Группа "Пан-квартет" |
Аранжировка |
Алексей Гусев |
Помощник режиссёра |
Любовь Заболонская |
Продолжительность |
3 часа 30 минут с 1 антрактом |
Серым цветом
выделены имена Актёров, "выбывших" из спектакля во время репетиций
Бессеменов Василий Васильевич |
Андрей Мягков |
Акулина Ивановна, жена
его |
|
Пётр, их сын |
|
Татьяна, их дочь |
|
Нил, воспитанник Бессеменова |
Алексей Кравченко, Олег Соловьёв |
Перчихин, дальний родственник Бессеменова |
Владимир Краснов |
Поля, его дочь |
Екатерина Соломатина |
Кривцова Елена
Николаевна |
|
Тетерев |
|
Шишкин |
|
Цветаева |
|
Степанида |
Мария Зорина |
Доктор |
|
Музыканты |
Ольга Демина, Владимир Кудрявцев |
Оценка: 8
Отзыв: Одна из удач спектакля - сценическое решение. Герои
живут во дворе, вся мебель беспорядочно разбросана; всюду разруха, очень
неуютно, некомфортно. Так же беспорядочна, разбросана и странна их жизнь. Они
все - нормальные, чувственные, не плохие люди, но не способны друг с другом
взаимодействовать, не слышат и совершенно не понимают друг друга (к
взаимопониманию приходят лишь Пётр с Еленой и Елена с Тетеревым). Но ко второму
действию страсти накаляются, всё тайное становится явным, кто-то приходит к
взаимопониманию, конфликты разрешаются.
Некоторые сцены сильны и интересны, но в целом спектакль так
же беспорядочен и невнятен, как и мир, в котором живут его герои. Мне кажется,
что Серебренников "захлебнулся" в Горьком, не смог его осилить;
режиссуры во многие моменты вообще не видно. Я не смог поверить происходящему
на сцене, вовлечься в спектакль, почти не сопереживал героям. Чего-то спектаклю
очень сильно не хватает.
Из Актёров лучшие - Бабушкина, Агапов, Зорина, Назаров,
Добровольская, Мягков и Кравченко. Порадовала Чебакова, она наконец-то сыграла
совершенно нестандартно для себя. Соломатина - LL.
О спектакле:
Из интервью Кирилла Серебренникова "Афише"
- Почему ты взялся вдруг за "Мещан"?
- Не задавай таких вопросов, это невозможно, не надо задавать
вопросы "почему вы ставите эту пьесу", "кто такие мещане
сегодня" и "видели ли Вы спектакль Товстоногова".
- Я сама не видела спектакль Товстоногова.
- И я не видел. Зато я такой спектакль сегодня увидел! У
меня в "Мещанах" работают и молодые актёры, и мастера - Андрей
Мягков, Алла Покровская, Владимир Краснов; сегодня я предложил им сыграть сцену
молодых, и они это сделали так, что дух захватило.
- Чего молодым не хватает?
- Не хватает опыта, мастерства, желания глубины.
- Глубины не хватает?
- Нет, желания глубины. Глубина же вещь наживная, и у
кого-то есть желание разглядеть что-то за поверхностью, а у этих по молодости
есть желание быть лёгкими. Зато они обаятельны, талантливы, они из разных
городов России и в них есть энергия страны, что ли. И они честные - во всяком случае, репетируют честно; я могу
судить об этом, потому что репетиции шли с мая месяца прошлого года.
- Я была уверена, что Табаков, приглашая режиссёра на
большую сцену, рассчитывает сделать всему театру кассу.
- Да. Мещане могут кассу и не сделать.
- Это провокация для Табакова?
- Это испытание для Художественного театра. Олег Палыч был
инициатором этого проекта и он волнуется, как публика примет этот спектакль, но
при этом понимает, что без серьёзных работ (а что значит серьёзных? - сделанных
старательно, тщательно) театру не обойтись. Если иметь в виду труппу как
сборную киноартистов, то это одна история, если говорить об ансамбле, где люди
друг друга слышат и хотят что-то сделать вместе, то это дело сложное и даже не за
один спектакль делается.
<…> - Но было время, когда ты выдвигал лозунги вроде
того, что ты никогда не будешь ставить классику.
- Я не говорил слова "никогда"! все же услышали
то, что хотели услышать. Я говорил: я не буду ставить классику сегодня, я не буду
ставить пьесу Чехова "Чайка" сейчас, потому что её ставят 88
режиссёров. А сейчас все как подорванные ставят "Вишнёвый сад". Они
сошли с ума: столько деревьев нет, сколько у нас "Вишнёвых садов"! Я
не люблю эту режиссуру, где диалог ведут с соседом по парте. Диалог, я думаю,
нужно вести с пространством, с культурным бэкграундом. Вот выбирают гвоздь
сезона, а я пошёл на спектакль Анатолия Васильева "Евгений Онегин" и
понял, что вот он, главный спектакль сезона. Он, а не всё, что мне впаривают
те, кто этого спектакля не видел и ещё кичится этим. А вы пойдите и посмотрите,
на каком уровне говорит Васильев, какой это масштаб!
<…> - Горький, спектакль в три часа длиной, на сцене
старые мастера - получается, новый спектакль Кирилла Серебренникова не для
аудитории "Афиши".
- Я думаю, что спектакль для молодых, как ни странно. В
нём есть достаточно резкий ход - 2 театра в одном. Сцены молодых играются как
совершенно авангардный театр: живой оркестр на сцене, дзынь-блынь - на вкус
горьковеда, странноватый театр. Когда же выходят старики, всё выключается и они
играют вкусный психологический русский театр, играют на нерве, на слёзах, на
таком накале!
- Ты любишь психологический театр? Надо же.
Я обожаю его; другое дело, что он должен быть доведён до
патологии, до абсурда, потому что психологический театр сам по себе - патология
и если дойти по этому пути до конца, можно оказаться на грани миров. Причём я
говорю не о бытовом, а именно о психологическом театре, потому что у нас
абсолютно не бытовой спектакль: голая сцена, земля, несколько стульев, живой
оркестр. Молодым он больше будет понятен, взрослые, наоборот, должны быть
шокированы. Но я ставлю пьесу так же, как я её читал. Ведь Горький, когда её
писал, был моим ровесником: такой Вася Сигарев - написал пьесу на языке, на
котором в театре не говорили, написал про людей, которых в театре не показывали
и которые в театр не ходили. Это провокационный текст, да и Художественный
театр тогда был авангардистским театром. И сегодня "Мещан" надо
делать как авангардистский текст.
<…> Вопрос: зачем ты ставишь во МХАТе?
- Потому что МХАТ, как ни странно - это белый лист. Чистый
лист, но с гербовой печатью и водяными знаками. Тот МХАТ закончился, но осталась
легенда и пришёл человек, который создаёт здесь новое пространство, и я это
приветствую.