|
Возвращение
В спектакле заняты:
Оценка: 10 Отзыв: Начало
спектакля - это ещё не возвращение. Война закончилась, но Иванов продолжает
пребывать в военной среде, ощущать себя в войне, мирная жизнь забыта им и к
нему ещё не вернулась, она, как и предметы мебели на сцене, затянута чехлом.
И Маша, которая воспринимается им как элемент этой жизни, элемент природы, в
действительности тоже относится к "миру войны". Но расставание с
этим миром неминуемо, и окончательно Иванов его покидает, покидая Машу - мост
между ними разводится навсегда. Приезжая домой, Иванов сразу
попадает в эту прежнюю, мирную, забытую им жизнь - у него в доме всё
по-старому, тот же шкаф, тот же диван, те же стулья, тепло, уют, мирное
звучание радио, бодро рассказывающего о достижениях народного хозяйства,
мобилизации, передающего гимн, песни о Родине и о возвращении. Но Иванов
оказывается чужим этому дому. Сын его говорит с ним и ведёт себя, как
"старый дед", дочь его боится, и все попытки его наладить с ними
контакт оказываются тщетными; когда его дети бегают друг за другом, он
пытается поиграть с ними, но они не обращают на него внимания. После бурной встречи с женой он не знает,
как к ней подойти, как к ней обратиться. Они находятся в разных концах дома и
сцены (между ними пропасть, обозначенная железнодорожными путями), занимаются
своими делами. Перекидываются словами, но словами пустыми, не теми,
фальшивыми. Он пытается пошутить, поиграть и с ней - безуспешно. Она же в
какой-то момент не выдерживает, начинает рыдать. Но лёд, неудобство остаётся.
Затем, когда все садятся ужинать, на некоторое время возникает чисто внешняя
иллюзия счастливой, благополучной, обычной "мирной" семьи. Но она
быстро исчезает. Разрушает её упоминание о "дяде Семёне", и именно
оно заставляет Любу и Иванова начать серьёзный разговор, возвращение друг к
другу. Всех переживания, мысли, чувства выплёскиваются в обоюдную истерику,
после чего на некоторое время наступает примирение. Но разговор ещё не
завершён, и Люба понимает - надо идти до конца, и признаётся в измене не
только хозяйственной и духовной, но и физической. Это становится для Иванова последней
каплей, и он, совершивший то же самое, не в состоянии смириться с тем, в чём
она призналась и с тем, что ему говорит его сын, так рано повзрослевший,
ставший старше его, знающий и понимающий многое лучше, чем он и очень его
любящий, старающийся его утешить; фактически отец и сын меняются местами. И
Иванов решает сбежать назад, к войне, считает, что не может вернуться к
прежней жизни, и тянется к Маше. Но возвращение туда, в войну, невозможно и в
последний момент он всё осознаёт и всё-таки возвращается - домой. В спектакле огромное количество
бытовых подробностей, обычных житейских действий, Актёры по-настоящему живут
на сцене не только внутренне, но и внешне - спят, едят, бреются, чистят зубы,
моют посуду… Спектакль - один из самых реалистичных, виденных мною. В
определённые моменты возникает совершенно полная иллюзия, что перед нами
разворачивается жизнь этих реально существующих людей, свидетелями которой мы
почему-то стали, и наблюдать эту чужую очень личную жизнь иногда становится
неудобно, тяжело, невыносимо. Гордина и Гуськов совершенно
потрясающи, то, что они делают в этом спектакле, действительно нельзя назвать
игрой, это полное погружение в рассказ, в персонажей, в их жизнь; им веришь
на 100%. Иван Моисеев - гениальный мальчик, произвёл, возможно, ещё более
сильное впечатление, чем Антон Михайлов в Лунном чудовище. Покорил весь зал.
Существует на сцене так же естественно, как взрослые Актёры, и, что бывает
нечасто в игре детей на сцене, играет очень серьёзно и глубоко, что особенно
ярко проявляется в сцене разговора Пети с отцом, когда он пытается его
успокоить и вернуть. Табакову здесь тоже не надо ничего играть, по сути он
говорит со зрителями, говорит от себя, и это оказывает более сильное
воздействие, чем большинство его последних ролей. Больше таких спектаклей - светлых, чистых, искренних, ясных, сильных, тонких, глубоких, жизнеутверждающих, настоящих! |