>>Олег Табаков |
Олег Табаков |
|
Родился в 1935 году, в семье врачей в Саратове (Саратов
Олег Павлович очень любит, и активно продвигает и поощряет актёров из этого города,
но, конечно, талантливых). В возрасте 22 лет, в 1957 году, окончил курс
Топоркова в Школы-студии МХАТ (уже во время учёбы снимался в кино). Был одним
из основателей "Современника", где сыграл много ролей в ставших
легендарными спектаклях, а после ухода Ефремова во МХАТ в течение шести лет
был директором. В 1973 году вместе с некоторыми другими известными актёрами и
режиссёрами создал драмкружок во Дворце пионеров, а в 1976 году набрал свой
первый курс в ГИТИСе. В 1977 году началось создание "Табакерки",
однако официально театр был открыт лишь в 1987 году. В своём театре Табаков
поставил "На всякого
мудреца довольно простоты", "Обыкновенную историю", "Билокси-блюз", "Прощайте… и рукоплещите!" и один из
самых известных спектаклей последнего десятилетия - "Матросскую тишину",
сыграл Меера Вольфа в "Матросской
тишине", Херба Таккера в "Я хочу сниматься в кино", Ивана Жукова
в моноспектакле Камы Гинкаса "Комната
смеха", Петра Адуева в "Обыкновенной истории". С 1986 по 2000 годы вёл
курс в Школе-студии МХАТ, был её ректором. После смерти Олега Ефремова в 2000
году стал худруком МХАТа. На данный момент в Табакерке играет в "Дяде Ване" (Серебряков) Миндаугаса Карбаускиса, "Сублимации любви"
(Леоне Саваста) Александра Марина, "Любовных письмах" (Эндрю Лэдд), "На дне"
(Лука) и "Последних" (Иван Коломийцев) Адольфа Шапиро. Собирался
ставить "Дачников", однако спектакль так и не вышел. В МХТ 20 лет играет Сальери в "Амадее"
Марка Розовского, также играет в "Кабале святош" (Мольер) Адольфа Шапиро, "Копенгагене" (Нильс Бор) Миндаугаса Карбаускиса, в "Последней жертве" (Флор Федулыч) Юрия Ерёмина
и в "Тартюфе"
(Тартюф, Господин Лояль) Нины Чусовой. Снимался в огромном количестве
фильмов и телесериалов - "Саша
вступает в жизнь", "Дело
пёстрых", "Я не могла сказать",
"Накануне", "Люди
на мосту", "Испытательный срок", "Шумный
день", "Чистое небо", "Молодо-зелено",
"Живые и мёртвые", "Строится мост",
"Дорога к морю", "Война и мир",
"Выстрел", "Штрихи к портрету. Поимённое
голосование", "Гори, гори, моя звезда",
"Король-олень", "Студент", "Случай
с Полыниным", "Сердце
России", "Тайна железной двери", "Пёс,
сметана и труба", "Обыкновенная история",
"Достояние республики", "Ехали в трамвае Ильф
и Петров", "Семнадцать мгновений весны", "Дача",
"Лев Гурыч Синичкин", "Марк Твен
против...", Меняю собаку на паровоз", Каштанка",
"Волны чёрного моря", "Балалйкин и К°",
"Из записок Лопатина", "Шагреневая кожа",
"Двенадцать стульев", "Розыгрыш",
"Сказ про то, как Царь Пётр арапа женил", "Неоконченная
пьеса для механического пианино", "Иван Фёдорович
Шпонька и его тётушка", "Бирюк", "Транссибирский
экспресс", "Красавец-мужчина", "Хористка",
"Д'Артаньян и три мушкетёра", "Накануне
премьеры", "Двенадцатая ночь", "Открытая
книга", "Несколько дней из жизни
И. И. Обломова", "Москва слезам не верит",
"Ах, водевиль, водевиль", "Василий
Тёркин", "Незваный друг", "Вакансия",
"Всё наоборот", "Эзоп", "Печники",
"Полёты во сне и наяву", "Оглянись",
"Кое-что из губернской жизни", "Мэри
Поппинс, до свидания!", "Поцелуй",
"Петля", "Время и семья Конвей",
"Если можешь, прости", "Аплодисменты,
аплодисменты...", "Чужая жена и муж под кроватью",
"Город невест", "Корабль пришельцев",
"После дождичка в четверг", "Золотая
рыбка", "Конец света с последующим симпозиумом",
"Путь к себе", "Путешествие мсье
Перришона", "Человек с бульвара капуцинов",
"Кресло", "Дорогое удовольствие",
"Фитиль №310", "Шаг", "Раз,
два — горе не беда!", "Искусство жить в Одессе",
"Городские подробности", "Любовь с
привилегиями", "Оно", "Сердце
не камень", "Прищучил", "Царская
охота", "Шапка", "Хочу в
Америку", "Ближний круг" (США), "Провинциальный
бенефис", "Сталин" (США), "Твоя
воля, господи!", "Московские каникулы",
"Ширли-мырли", "Квадрат", "Три
истории", "Сирота казанская", "Кадриль",
"Что сказал покойник", "Президент
и его внучка". Снимается в сериале Сергея
Безрукова о Сергее Есенине. На сегодняшний день Табаков - безусловно, один из самых выдающихся
российских актёров и театральных деятелей. В его игре, конечно, присутствуют
некоторые штампы, но тем не менее почти в каждой роли он выходит за их
пределы и делает что-то новое для себя и восхищающее зрителей. На мой взгляд,
на сегодняшний день самые интересные его роли - Лука, Нильс Бор, Сальери,
Тартюф и Мольер, самые безынтересные - Прибытков и Серебряков. А Мольер и
Сальери - его сильнейшие роли, их он играет на высочайшем уровне, доступном
очень немногим, играет с полнейшей отдачей и полным перевоплощением, огромной
силой. Его Лука - настоящий блаженный, святой, он излучает тепло, доброту,
мудрость. Нильс Бор - возможно, единственная его роль, в которой он совсем
"не выглядит Табаковым", в которой не проявляются его традиционные приёмы
и интонации. Однако его работы в прошлом сезоне меня разочаровали, показались
мне непрочувствованными и состоящими в основном из этих самых штампов. Но
Тартюф в его исполнении мне очень понравился. Эту роль он, возможно, играет
очень "в своём стиле", но здесь этот стиль выглядит хорошо, из
сочетания многих известных зрителю приёмов, кое-чего нового и всё же
проживания роли, выстраивается замечательный, сильный образ. Многие недовольны тем, что он делает во МХАТе, но я считаю
это недовольство безосновательным и просто пустой завистью. То, в чём его
упрекают - отсутствие определённой репертуарной политики, "разрушение
устоев", чрезмерное количество премьер, чрезмерное внимание к
современной драме - на самом деле плюсы. Ведь МХАТ всю свою долгую жизнь
открывал новые имена драматургов, режиссёров, а когда МХАТ открывался,
Горький и Чехов казались примерно такими, какими сейчас кажутся Пресняковы,
Сигарев и Курейчик. И именно в этом и заключается политика Табакова - поиски
новой формы театра, новых ярких личностей, дарований, и то, что иногда
случаются ошибки - это совершенно нормально. Станиславским тоже не всегда все
восхищались. А если из 10 премьер всех восхищают только 4, то это гораздо
лучше, чем когда в сезон выходят три премьеры, и все провальные. Кроме того,
благодаря такому количеству премьер почти у каждого актёра бывает минимум две
значительные роли в сезон, что тоже очень важно и что, насколько мне
известно, в остальных московских театрах случается очень редко. |
"Амадей", МХТ |
|