Спектакли Театра
Табакова: Аркадия | Бег | Воскресение.
Супер | Долгий
рождественский обед | Дядя Ваня |
Идиот
| Когда я
умирала | Круговерть
| Лицедей
| На дне
| Песочный
человек | Последние
| Потомок
| СМЕРТЕЛЬНЫЙ
НОМЕР | Солдатики
Дядя Ваня
Автор |
Антон Чехов |
Режиссёр |
|
Художники |
Алексей Кондратьев, Олег Шейнцис |
Художник по костюмам |
Светлана Калинина |
Художник по свету |
Дамир Исмагилов |
Композитор |
Гиедрюс Пускунигис |
Продюсер |
|
Продолжительность |
3 час 20 минут с 1 антрактом |
Серебряков Александр Владимирович отставной профессор |
|
Елена Андреевна, его жена |
|
Софья Александровна (Соня) его дочь от первого брака |
(Актриса Мастерской Фоменко) |
Войницкая Мария Васильевна вдова тайного советника, мать первой жены профессора |
(Актриса МХТ) |
Войницкий
Иван Петрович, её сын |
(Актёр МХТ) |
Телегин
Илья Ильич, обедневший помещик |
|
Астров
Михаил Львович, врач |
(Актёр МХТ) |
Марина, старая няня |
Наталья Журавлёва |
Ефим, работник |
Александр Яценко |
Оценка: 9
Отзыв: Спектакль начинается расслабленной сонной деревенской
тоской. Дядя Ваня и Астров лежат, отвлечённо что-то говоря, но сами толком не
понимают, что они говорят и на самом деле никак этим в данный момент не
заинтересованы, а возможно, и думают совершенно не то, что говорят. С приходом
Елены Андреевны они немного оживляются, Астров больше не расслабляется, даже
няня становится более активной, но полного пробуждения всё равно не наступает.
Астров проявляет какие-то чувства, какую-то заинтересованность лишь при разговоре
с Еленой Андреевной, Войницкий - лишь при воспоминании о сестре. В Елене
Андреевне чувствуется оживлённость, энергия, однако чувствуется и то, что она
это прячет. По-настоящему жива, открыта, весела, активна и жизнерадостна только
Соня. Она постоянно в движении - либо говорит, либо выполняет какую-то
работу/чью-то просьбу, ни на минуту не останавливаясь. Она выглядит счастливой
и всем желает того же. Однако её никто не понимает и не слушает. Только потом
она найдёт общий язык с Еленой Андреевной.
По-настоящему Дядя Ваня и
Михаил Львович пробуждаются, открываются и раскрываются только ночью.
Фразу "В человеке должно быть всё прекрасно" Астров не произносит
полностью, на слове "всё" закрывается окно дома, за которым он
оказывается с Соней и звучит громкая музыка - вот они, люди, в которых на самом
деле есть всё, и в которых это всё должно быть прекрасно, но которые тем не
менее несчастны.
Серебряков выглядит противным, тщеславным, эгоистичным
брюзжащим стариком. Однако во втором действии он оказывается более умным,
понимающим и думающим о других.
Во втором действии гамак, на котором Дядя Ваня лежал в
первом, исчезает - отдыха больше не будет. После предложения Серебрякова о
продаже Войницкий доходит до предела, до грани помешательства; он с отчаянием и
болью в последний раз бунтует, после чего успокаивается насовсем и смиряется со
своей участью. То же можно сказать и о Елене Андреевне, которая решает уехать,
но у которой тоже есть "последний бунт" - поцелуй с Астровым. Астров
же понимает ничтожество, странность, тщетность его жизни, но старается это
понимание запрятать как можно глубже и не обращать на него внимания.
Соня после того, как понимает, что Астров её не любит, на
некоторое время полностью преображается, становится почти привидением, лицо её
тревожно и печально, она сидит без движения, а в какой-то момент не
сдерживается и рыдает, хотя "внешне" и не из-за Астрова. Когда он
уезжает, она предпринимает последнюю попытку с ним объясниться, бросается
вдогонку за ним, но он её не замечает и она расстроено возвращается. "Надо
жить", "надо работать" она говорит не Дяде Ване, а себе,
пытается себя в этом убедить, но не очень в этом преуспевает.
Главный элемент сценографии - окна. Когда Войницкий признаётся Елене Андреевне в любви, она находится внутри, а он снаружи; он идёт за ней, а она поочередно закрывает от него окна, закрывает ему путь к себе. Затем, при разговоре Елены Андреевны с Соней они открываются друг другу и открывают друг другу окна. А на протяжении второго действия рабочие постепенно закрывают окна ставнями, и к концу они оказываются закрыты все.
Очень важный образ - Войницкая в исполнении Ольги Барнет. Она - символ старости, гордой, глупой, страшной, смешной, беспомощной и бессмысленной; такая старость обязательно ожидает и Соню, и Войницкого, и Астрова.
Все герои, кроме Няни, Войницкой и Сони - пустые, ненужные,
бесцельные люди, несмотря на прекрасные человеческие качества и внутреннюю
глубину. Им незачем жить, у них нет никаких подлинных целей, интересов,
побуждений. И они это понимают, но не собираются ничего предпринимать - отчасти
от безнадёжности, отчасти от нежелания приложить усилия. Дядя Ваня
- единственный, кто по-настоящему пытается что-то изменить, но, потерпев крах,
полностью закрывается, смиряется и "умирает", впереди у него ничего
больше не будет. Астров, возможно,
лучше всех понимает своё положение, но все его попытки что-то изменить -
искусственны, бессмысленны и обречены на поражение изначально; и его увлечение
живописью и лесами, и заинтересованность своей работой и даже любовь к Елене
Андреевне - всё это ненастоящее и вымученное, он выдумывает это для себя, но
сам в это не верит. Няня и Войницкая живут, чтобы жить, и сами этого не
осознают, однако, за исключением этого, их существование тоже бессмысленно;
кроме того, оно на исходе. Соня изначально живёт по-настоящему, живёт не просто
чтобы жить, но чтобы жить счастливо, чтобы любить и приносить пользу и радость
людям. Однако после того, как её любовь оказывается несчастной и безответной,
она обречена стать такой же "пустышкой", как и все остальные.
Табаков здесь, как мне кажется, по-новому не раскрылся, но
такого "противного" персонажа в его исполнении я ещё не видел.
Плотников и Назаров - настоящие Актёры, возможно, одни из сильнейших и добавить
к этому нечего. Пегова очень понравилась. Барнет продолжает восхищать, в ней
открываются всё новые и новые грани (в этот раз она немного напоминала Рину
Зелёную). Зудина в некоторых сценах сыграла очень хорошо, в некоторых так себе;
в целом лучше, чем в Последней жертве, но хуже, чем в Гримёрной и Утиной охоте.
Журавлёва и Беляев выглядели точно так же, как в других спектаклях. Александр
Яценко - молодец, очень ярко выступил в почти бессловесной роли.
О спектакле
Ирина Пегова: Мы репетировали с конца февраля.
Это очень мало, особенно для Чехова. Наш режиссёр Миндаугас Карбаускис ориентировал нас на то, чтобы в
спектакле не было заумного Чехова с какими-то пятьюдесятью планами. Чем проще,
правдивее мы сыграем, тем лучше. Я читала письма Чехова, в которых он говорит,
что "Дядя Ваня" - самая "чеховская" из его пьес и что всё,
что он хотел сказать в драматургии, есть в этой пьесе. То, что нужно играть и
как, - заложено в тексте. <…> На сцене будет стоять огромный деревянный
дом. С одной стороны, декорация настолько самодостаточна, что может актёров
"съесть", с другой, нам предоставляется столько возможностей её
обыграть, что мы с удовольствием и сделаем. (из интервью журналу
"Ваш досуг")
Олег Табаков: Пьеса Чехова "Дядя Ваня"
- одна из самых лиричных интимных семейных историй, написанных великим
писателем. Если учесть к тому же единство место, то это и впрямь, на первый
взгляд, "сцены из деревенской жизни", но лишь на первый взгляд. Люди, действующие в этих сценах, решают
вопросы поистине гамлетовские: вопросы смысла жизни, жизни и смерти, любви и
ненависти. Да и возраст действующих лиц - от Сони Серебряковой до няньки -
самый разный, несмотря на это, все они, в основном, люди деятельные,
созидательные, занимающиеся не только собой, но и пытающиеся облегчить жизнь
окружающим.
И если вспоминать ставшие уже общепринятыми слова другого
классика, что красота спасёт мир, мне думается, что этот спектакль - одна из
важных составляющих того культуррегентства, которым занимается фестиваль
"Черешневый лес" - добавить красоту в нашу сегодняшнюю жизнь.