Миндаугас Карбаускис
|
|
Окончил
режиссерский факультет РАТИ (последний курс Фоменко) в 2001 году. За время
учебы поставил "Русалку" Пушкина
и "Гедду Габлер" Ибсена, сыграл Барина с усами в "Горячем
сердце" (режиссёр
спектакля - Сергей Женовач). Был приглашен режиссером-постановщиком в Театр
Табакова, где поставил "Долгий
рождественский обед" Торнтона Уайлдера, "Лицедея"
Томаса Бернхарда, "Синхрон" Томаса Хюрлимана, "Когда я
умирала" по Фолкнеру
и "Дядю
Ваню". В МХТ поставил "Старосветских
помещиков" и "Копенгаген"
Майкла Фрейна. В дальнейший его
планах поставить спектакль у своего учителя, по пьесе, к которой он уже
обращался - "Гедда Габлер". Преподает в мастерской Женовача
в РАТИ. Миндаугас Карбаускис - возможно, самый интересный, самобытный, независимый и непубличный из
режиссёров "новой волны". Доказательством последнего определения
служит то, что на www.smotr.ru примерно 10
интервью Серебренникова и 5 Чусовой, а Карбаускиса - только одно, причём
очень странное. Также он единственный из молодых режиссёров, ни разу пока не
поставивший спектакль по "новой драме" - то есть в общепринятом
понимании этого термина. При том, что он, опять же в отличие от остальных,
работает только в двух театрах - МХТ и Театре Табакова - чувствуется его
независимость от внешних условий, он ставит только то, что хочет, то, что ему
интересно. Я видел все его не студенческие работы, кроме
"Синхрона". Мне кажется, что спектакли в МХТ у него получаются
лучше, чем в Театре Табакова. "Старосветские помещики" и
"Копенгаген" произвели на меня очень сильное впечатление, спектакли
в "Табакерке", за исключением "Дяди Вани", не оставили
почти никакого "послевкусия". Тем не менее, в каждом его спектакле
чувствуется тщательная продуманность каждой детали, чёткая выстроенность,
определённая режиссёрская мысль, филигранная техника, замечательная и очень
сильная работа с актёрами - будь то недавние студенты, или Олег Табаков,
Ольга Барнет, Борис Плотников и Дмитрий Назаров. Его стиль - очень красивый,
вдумчивый, тончайший, очень глубокий
и искусный, что чувствуется в каждом его спектакле. Многие его спектакли не
оставляют сильного эмоционального впечатления во время спектакля, но после
заставляют возвращаться к ним снова и снова; в художественном, эстетическом,
актёрском отношении они почти совершенны. Всё это тоже является отличием от
большинства других агрессивных, экспрессивных, стремительных молодых
режиссёров; по стилю своих спектаклей он скорее напоминает режиссёров
умудрённых опытом, "старейшин" Театра. Кроме того, из молодых
режиссёров, у него лучше всего получаются спектакли "большого
стиля" и большой мысли. И спектакли большинства из них часто получаются
немного разрозненными и беспорядочными, у Карбаускиса же каждый спектакль -
единое целое, не распадающееся на фрагменты. Также в каждом его спектакле
чувствуется настоящая слаженность актёрской игры, актёрского коллектива.
Поражает то, как замечательно он сумел сработать с Табаковым, Барнет и
Плотниковым, которые вовсе не подавили его, а наоборот, во-первых, оказали на
него положительное влияние, во-вторых, он сумел сделать так, чтобы они вышли
за рамки своих традиционных образов и приёмов игры. |