Спектакли Театра
Табакова: Аркадия | Бег | Воскресение.
Супер | Долгий
рождественский обед | Дядя
Ваня |
Идиот | Когда я умирала | Круговерть
| Лицедей | На дне | Песочный человек | Последние | Потомок | СМЕРТЕЛЬНЫЙ
НОМЕР | Солдатики
Воскресение. Супер
Авторы |
Братья Пресняковы по Л. Н. Толстому |
Режиссёр |
Юрий Бутусов |
Сценограф |
Николай Симонов |
Художник по костюмам |
Ольга Резниченко |
Режиссёр по пластике |
Николай Реутов |
Помощник режиссёра |
Светлана Петрова |
Продолжительность |
2 часа без антракта |
Нехлюдов |
|
Маслова |
|
Княгиня
Софья Васильевна |
|
Старик |
Михаил Хомяков |
Начальник тюрьмы |
|
Доктор |
|
Смотритель в тюрьме |
|
Арестант Меньшов |
|
Барон |
Игорь Петров |
Сенька на
коне |
|
Симонсон |
|
Князь
Корчагин |
|
Мисси
Корчагина |
Мария Зорина |
Директор Департамента |
Роман Гречишкин |
Адвокат Фанарин |
Алексей Усольцев |
Жена
Фанарина |
Светлана Петрова (Помощник режиссёра) |
Миссионер
Кизивитер |
|
Купец-золотопромышленник |
|
Камер-юнкер
Селенин |
Аркадий Киселёв (Студент Школы-студии МХТ) |
Merriette |
Марианна Шульц |
Аграфена
Петровна |
Елена Лемешко (Актриса МХТ) |
Филипп |
Александр Скотников (Выпускник школы-студии МХТ) |
Крестьяне,
арестанты и другие |
Актёры МХТ Артём Панчик, Владимир Панчик, Роман Хардиков, Роман Гречишкин; Выпускники школы-студии МХТ Артём Григорьев, Олеся Иванцова, Наталья Мартынова, Фёдор Борисенко, Аркадий Киселёв, |
Оценка: 9
Отзыв: Начало спектакля (так и оставшееся во многом
непонятным, как и слово "Супер" в названии) вызвало недоумение,
подумалось "причём тут Толстой?". Но затем всё встало на свои места.
Основной символ спектакля - крест. Герои-арестанты и
крестьяне ходят по кругу, и каждый из них несёт свой крест, и у каждого он
особенный: у кого-то это крест классический, у кого крест "на
привязи", у кого-то лопата, а у кого-то просто палка. У каждого из них
своё мировоззрение, своя причина жить, свои стремления, свои проблемы. Живут
они совершенно мирно и спокойно, бесконфликтно сосуществуя друг с другом; они
страдают, но не жалуются, и готовы жить, как живут, пока у них есть, ради чего
жить. Преступления их нелепы, и все они происходили либо совершенно случайно,
либо из-за внезапного, кратковременного отчаяния, попытки бунта, изменения
своей судьбы, которую они изменить не могут, да и, на самом деле, не хотят. Они
просто живут, живут как могут и остальное для них не важно, поэтому они
прогоняют миссионера и не хотят его слушать, хотя за исключением совершённых
ими ошибок и случайностей, в которых они раскаиваются, они живут совершенно
по-крестьянски. Нехлюдов крест не несёт, он приходит к этому лишь в конце,
приходит в прямом смысле, опираясь на стоячий крест, что наводит на ассоциации
с Иисусом. К концу он действительно выглядит почти блаженным, почти
святым.Начинается путь его "воскресения" с возвращения с суда, когда
он приходит на обед к Корчагиным опьянённый; он появляется из-под стола, и
сшибает собой стекло, до этого отделявшее середину сцены от зала - для него
начинается настоящая жизнь; для него теряют значения все выдуманные светские
правила, и он начинает говорить всем окружающим грубую правду, порывая со своей
жизнью и не заботясь об их реакции и последствиях своего поведения. Окружают же
его люди совершенно глупые, бездушные, напускные, неискренние и пустые, о них
даже нельзя ничего сказать по существу. Сцена обеда у Корчагиных сменяется
сценой обеда заключенных, контраст очень сильный. Ещё одна сильная сцена -
соприкосновение двух миров, проводником между которыми стал Нехлюдов, на
станции.
Маслова в спектакле уходит на второй план, она совершенно ни
чем не выделяется и является лишь причиной изменения Нехлюдова.
Для Егорова роль Нехлюдова - шаг вперёд, она совершенно не
похожа на все предыдущие его работы, и при этом сделана очень тонко и
сильно. Миримская замечательно сыграла
4 совершенно разных образа, три из которых являются элементами одного:
простенькую, наивную, игривую деревенскую девочку; обрюзгшую, потерявшую веру
во всё проститутку; умиротворённую, одухотворённую счастливую женщину;
капризную, глупую, избалованную, почти безумную барыню. Беляев после
"маленьких людей" Лебедева, Телегина и Бандрена вдруг по-новому
раскрылся, сыграв могучего, богатого, успешного, властного светского барина.
Блестяще сыграли Хомяков, Зорина, Куличков, Шульц, Петров, Гречишкин, Жидков.
О спектакле
Из интервью Виталия Егорова журналу "Досуг и
развлечения" (№20)
- Пьесу написали братья Пресняковы. А от Толстого что-то
осталось?
- Меня очень раздражает, когда бесцеремонно переписывают
классику. Зачем брать Чехова, оставлять название, а смысл переворачивать? Не
проще ли написать собственное произведение и сказать в нём всё, что желаешь?
Отрадно, что в "Воскресении. Супер" никаких кардинальных изменений
сюжет не претерпел. Возможно, смещены некоторые акценты, но это то, что
называют своим прочтением.
- Братья Пресняковы в
своих пьесах всегда касаются животрепещущих тем. Привнесены ли в
"Воскресение. Супер" современные реалии?
- Пресняковы
пишут только оригинальные истории. Думаю, они взяли роман
"Воскресение" именно потому, что там много вещей, которые по-прежнему
волнуют людей. Этот материал и сегодня интересен.
- Роман Толстого держится
на христианских мотивах. Присутствуют ли они в пьесе?
- Да, это очень важный момент романа, и он отражён в
пьесе. Думаю, у каждого зрителя будет своё прочтение этой темы.
- Пресняковы присутствуют
на репетициях?
- Да, они приходят, тихонько сидят на репетициях. Потом с
Юрием Николаевичем Бутусовым всё обговаривают. Хорошо работать с живыми
авторами, их всегда можно попросить что-то дописать или переписать.
- Вы можете сказать им, что, например, то или иное место в
пьесе вам не нравится?
- Мы можем обсудить это с режиссёром, а
он потом обратит внимание авторов.
- Как складывается ваша работа с режиссёром?
- Я счастлив, что мне довелось работать с
таким режиссёром. Бутусов точно знает, что он хочет и знает, что он делает.
Сегодня такие люди - редкость. Он очень энергичный человек. Молодым режиссёрам
следовало бы ходить на его репетиции и смотреть, как он работает. Иногда,
конечно, бывают ужасные, мучительные моменты, когда тебе кажется, что ты ничего
не можешь. И вдруг он вытаскивает из тебя что-то такое, о чём ты даже не
подозревал. Бутусов - режиссёр суровый. И это замечательно. В последнее время
доводилось работать с более мягкими режиссёрами. Актёры имеют склонность
становиться толстыми, ленивыми и скучными, но у него это не проходит. Он
заставляет тебя вспомнить о таких вещах, которые казались давно забытыми. Он
сам замечательный артист, и когда он что-то показывает, понимаешь, что ты так
никогда не повторишь. Много и подробно объясняет, а также приветствует наши
предложения.
- Каким вы видите своего героя?
- Пока образ не сложился окончательно, он
ещё разбит на составные части. Пытаюсь вникнуть в логику его поступков, иногда
кажется: вот, нашёл, а через некоторое время понимаю: нет, не то. И начинаю всё
сначала. Мне иногда кажется, что таких людей, которые, как сказано у Толстого,
хотят почистить душу, много среди нас. А иногда думаю наоборот: таких людей не
существует. Всё это зависит от того, что доставать на поверхность.
- Какая черта в Нехлюдове является для вас определяющей?
- В нём много всего намешано: он эгоист.
Недаром он сам о себе говорит, что болен сумасшествием эгоизма, но при этом он
и страдает, и любить умеет. С другой стороны, думаешь: а любовь ли это была?
Одно могу сказать точно: во всех ситуациях, во всех чувствах он ищет
крайностей.
- Он из той породы страдальцев, что и князь Мышкин?
- Да, но он по другому поводу страдает.
Князей Мышкиных всё же нет в природе, а такие, как Нехлюдов, встречаются.
- Что значит слово "Супер" в названии спектакля?
- Это можно будет узнать, посмотрев
спектакль. Накануне премьеры мне всегда сложно говорить о спектакле и своём
персонаже. Чем ближе к премьере, тем больший ужас охватывает, кажется, что
ничего не понимаю и страшно плаваю в материале. Чем сложнее материал, чем
серьёзнее роль, тем больше сомнений мучает. Моментами чувствую себя абсолютным
школяром. Но есть хорошая пьеса, есть замечательный режиссёр и это вселяет
надежду, что у нас всё получится.