Спектакли МХТ: Амадей | Антигона
| Белая
гвардия | Белое на чёрном | Вечность и ещё
один день | Вишнёвый
сад | Господа
Головлёвы | Гримёрная
| Живи и
помни | Изображая
жертву | Исповедь
горячего сердца | Кабала
святош | Количество
| Копенгаген
| Король Лир | Кошки-мышки | Кысь | Лес | Лесная песня
| Лёгкий
привкус измены | Лунное чудовище
| Мещане | МХАТовские
вечера | Нули
| Обломов
| Осада
| Последний
день лета | Последняя жертва
| Преступление
и наказание | Пролётный гусь | Пьемонтский
зверь | Священный
огонь | Скрипка
и немножко нервно | Сонечка
| Старосветские
помещики | Тартюф | Татуированная роза
| Терроризм
| Тот, кто
получает пощёчины | Ундина |
Утиная охота
| Учитель
словесности | Художники
| Школа злословия
| Ю
Кабала святош
Автор |
Михаил Булгаков |
Режиссёр |
|
Художник Художник по костюмам |
Юрий Хариков |
Композитор |
Эдуард Артемьев |
Хореограф |
Михаил Кисляров |
Фехтование |
Андрей Щукин |
Помощник режиссёра |
Татьяна Межина |
Продолжительность |
2 часа
40 минут с 1 антрактом |
Серым цветом
выделены имена актёров, больше не занятых в спектакле
Жан-Батист Поклен Де Мольер, знаменитый драматург и актёр |
|
Мадлена Бежар, актриса |
Ольга Яковлева (Актриса Театра Маяковского) |
Арманда Бежар Де Мольер, её дочь, актриса |
Дарья Калмыкова (Актриса Театра Табакова) |
Мариетта Риваль, актриса |
|
Шарль
Вале Де Лагранж, актёр, по прозвищу "Регистр" |
|
Захария
Муаррон, знаменитый
актёр-любовник |
Максим Матвеев (Студент 3 курса Школы-студии МХТ), Станислав Рядинский (Актёр "Ленкома"), Никита Зверев (Актёр Театра Табакова) |
Филибер
Дю Круази, актёр |
|
Жан-Жак Бутон, тушильщик свечей и слуга Мольера |
|
Людовик Великий, король Франции |
|
Маркиз
Д'Орсиньи, дуэлянт,
по кличке "Одноглазый, помолись!" |
(Актёр Театра Табакова) |
Маркиз Де
Шаррон, архиепископ Парижа |
|
Маркиз Де
Лессак, игрок |
Игорь Верник |
Справедливый
сапожник, королевский шут |
Виктор Сергачёв, |
Шарлатан
с клавесином |
Олег Тополянский |
Отец
Варфоломей, бродячий проповедник |
Роман Кузнеченко |
Брат Сила |
Вячеслав Невинный-мл. |
Брат
Верность |
Сергей Сазонтьев |
Ренэ, дряхлая
нянька Мольера |
Раиса Максимова |
Монашка |
Татьяна Межина (помощник режиссёра) |
Суфлёр |
Александр Салминов |
Члены
Кабалы Священного писания |
Студенты Школы-студии МХТ |
Мушкетёры |
Оценка: 10
Отзыв 1: Совершенно
не понимаю, чем спектакль так всем не понравился. По-моему, это чуть ли не
лучший спектакль основной сцены МХАТа (а я видел всё, что в репертуаре, кроме
Женитьбы, Сирано и №13).
Спектакль очень лёгкий по форме, яркий, красивый, динамичный. Все Актёры на
высоте, но особенно хочется выделить Табакова, Ольгу ЛИТВИНОВУ, Гуськова,
Плотникова, Агапова, Колесникова и Матвеева (в "Пьемонтском звере" он
выглядит неубедительно, но здесь играет хорошо, а в "Последней жертве"
- ещё лучше; думаю, со временем он сможет стать очень хорошим Актёром). Гуськов
играет совсем не так, как во многих спектаклях и сериалах.. Его Людовик -
настоящий Король, настоящий тиран. Всегда сдержанный, но вместе с тем строгий и
жёсткий, с величественными и властными походкой и голосом. От спектакля у меня осталось ощущение
праздника, радости. Это ощущение я в последний раз испытал после
"Гримёрной".
Отзыв 2: Сходил на спектакль во второй раз. К
моему удивлению, Людовика играл Ильин - я думал, что он эту роль больше играть
не будет. Его Людовик совершенно не такой, как Людовик Гуськова. Настоящим
тираном он не выглядит. Сначала он вообще кажется слабым, капризным и очень
самолюбивым королём. Видно, что он сочувствует Мольеру, относится к нему
хорошо, жалеет его, но после доноса уже ничем не может ему помочь, не в
состоянии пойти против Кабалы, вынужден действовать по закону и это осознание
собственной слабости заставляет его быть ещё более жестоким и беспощадным по
отношению к Мольеру, буквально сравнивать его с землёй. Тираном же в сравнении
с Людовиком Ильина выглядит Шарон Плотникова. Он всё время спокоен, невозмутим
ни на минуту не повышает голоса, но при этом очень твёрд, жёсток и непреклонен,
выглядит очень могущественно и властно, вызывает страх, повелевает королём,
который не в состоянии ему перечить - настоящий серый кардинал. Мольер Табакова
- прежде всего Человек, а не Художник, к своим творениям он относится как к
детям, и сам радуется как ребёнок, когда разрешают Тартюфа. Но главное для него
- всё же семья. При первой беседе с королём он входит к нему бодрым, весёлым и
энергичным; при второй же он выглядит раздавленным, никчёмным стариком, и в
такое состояние его привели уход Арманды и смерть Мадлены; его отторжение и
запрет Тартюфа оказываются вторичными причинами, хотя и окончательно
"добивают" его. Затем он приходит в отчаяние, пытается взбунтоваться
против Короля, против судьбы, против всего, но его попытки обречены.
Одна из
главных деталей оформления спектакля - занавес, который на протяжении всего действия
нависает над сценой и становится то выше, то ниже, в зависимости от событий,
происходящих с Мольером. Перед его смертью он опускается совсем, Мольер падает
в занавес и возносится в этом занавесе на небеса.
Я в
четвёртый раз видел на сцене Максима Матвеева и он мне наконец очень
понравился. Причём, как мне кажется, не потому, что я "прозрел", а
потому, что за год он действительно очень вырос как Актёр. К Яковлевой я
по-прежнему отношусь с уважением, и всё же окончательно понял, что я ей НЕ
ВЕРЮ. И не знаю ни одного человека, который бы ей верил…
О спектакле: Пьесу Булгакова о Мольере в
Художественном театре ставили 3 раза. В сущности, эта "пьеса из музыки и
света" (так её определил драматург) стала движущим зеркалом, в котором
отражалась жизнь страны и положение самого МХАТа. У неё была очень нелёгкая
судьба, как и у остальных пьес Булгакова, да и у самого Писателя. Её гибель и
разгром после всего 7 представлений в 1936 году окончательно вытолкнула
Булгакова из МХАТа и оставила в памяти театра незаживающую рану. Именно поэтому
при открытии в 1987 году старой сцены МХАТа после долгой реконструкции, Ефремов
решил заново поставить "Мольера". Однако темы, волновавшие всех в
30-е годы, мало интересовали Ефремова и Адольфа Шапиро. Новый "Мольер"
был ответом своему времени и новому положению Художественного театра. Боевую
фразу "ненавижу королевскую тиранию"
Ефремов-Мольер произносил тихо, без всякой аффектации. Это была давно выношенная мысль, в ней не
содержалось никакого вызова и никакого открытия. Олег Ефремов: "Во
время работы над "Кабалой святош" возникали близкие мне ассоциации,
касающиеся взаимоотношений с труппой, но всё равно надо было постигать и
постигать образ: что за личность Мольер, что предлагает Булгаков? Я играл
прежде всего жизнь актёра, а не писателя, жизнь руководителя театра. Там вообще
всё дело не в том, какой Король или какой Шаррон. Всё дело в этой вечной актёрской, комедиантской судьбе. Мы потому
и финальную реплику Лагранжа, выброшенную когда-то цензурой, восстановили -
"Причиной этого явилась судьба". Причиной всего является судьба.
Простая вещь, но сыграть невероятно сложно". Адольф Шапиро:
"Интересно ставить спектакль, когда вокруг и рядом с ним разворачиваются
свои самостоятельные сюжеты, не зависящие от твоего желания. Именно такой
случай - "Кабала святош". Идея, чтобы Табаков сыграл Мольера,
принадлежит Ефремову. Он не раз говорил мне об этом, когда из-за болезни уже не
мог играть. Но спектакль, над которым мы вместе работали в конце восьмидесятых
годов был слишком связан со временем, когда мы пребывали в состоянии
социального неоромантизма. К тому же он
был поставлен в расчёте на художественные особенности Ефремова и
Смоткуновского. По всему этому мне не представлялось возможным принять ефремовское
предложение.<…> В день похорон Ефремова в "Табакерке" играли
"На дне". После третьего акта ко мне подошёл Табаков: "Давай
сделаем то, что Олег хотел". Я сразу понял, о чём идёт речь и сказал:
"Давай! Только это должен быть совершенно новый спектакль. С новыми
исполнителями всех ролей, с новым художником, композитором. Всё заново".
Олег Павлович согласился, и в результате появился этот спектакль. Во время работы над ним часто вспоминались
слова, которые Булгаков взял эпиграфом к пьесе: "для его славы уже ничего
не нужно, но он нужен для нашей славы".