Актёры

 Актрисы

 Новое на сайте

 Режиссёры

 Спектакли

 Ссылки

 Гостевая

 Форум

 

Спектакли МХТ: Амадей | Антигона | Белая гвардия | Белое на чёрном | Вечность и ещё один день | Вишнёвый сад | Господа Головлёвы | Гримёрная | Живи и помни | Изображая жертву | Исповедь горячего сердца | Кабала святош | Количество | Копенгаген | Король Лир | Кошки-мышки | Кысь | Лес | Лесная песня | Лёгкий привкус измены | Лунное чудовище | Мещане | МХАТовские вечера | Нули | Обломов | Осада | Последний день лета | Последняя жертва | Преступление и наказание | Пролётный гусь | Пьемонтский зверь | Священный огонь | Скрипка и немножко нервно | Сонечка | Старосветские помещики | Тартюф | Татуированная роза | Терроризм | Тот, кто получает пощёчины | Ундина | Утиная охота | Учитель словесности | Художники | Школа злословия | Ю

Кабала святош

Автор

Михаил Булгаков

Режиссёр

Адольф Шапиро

Художник

Художник по костюмам

Юрий Хариков

Композитор

Эдуард Артемьев

Хореограф

Михаил Кисляров

Фехтование

Андрей Щукин

Помощник режиссёра

Татьяна Межина

Продолжительность

2 часа 40 минут с 1 антрактом

Серым цветом выделены имена актёров, больше не занятых в спектакле

Жан-Батист Поклен Де Мольер, знаменитый драматург и актёр

Олег Табаков

Мадлена Бежар, актриса

Ольга Яковлева

(Актриса Театра Маяковского)

Арманда Бежар Де Мольер,

её дочь, актриса

Ольга Литвинова,

Дарья Калмыкова

(Актриса Театра Табакова)

Мариетта Риваль, актриса

Юлия Чебакова,

Наталья Бочкарёва

Шарль Вале Де Лагранж, актёр, по прозвищу "Регистр"

Алексей Агапов,

Сергей Колесников

Захария Муаррон,

знаменитый актёр-любовник

Максим Матвеев

(Студент 3 курса Школы-студии МХТ),

Станислав Рядинский

(Актёр "Ленкома"),

Никита Зверев

(Актёр Театра Табакова)

Филибер Дю Круази, актёр

Эдуард Чекмазов

Жан-Жак Бутон,

тушильщик свечей  и слуга Мольера

Александр Семчев

Людовик Великий, король Франции

Алексей Гуськов,

Андрей Ильин

Маркиз Д'Орсиньи,

дуэлянт, по кличке "Одноглазый, помолись!"

Сергей Колесников

Андрей Смоляков

(Актёр Театра Табакова)

Маркиз Де Шаррон, архиепископ Парижа

Борис Плотников,

Виктор Гвоздицкий

Маркиз Де Лессак, игрок

Игорь Верник

Справедливый сапожник, королевский шут

Виктор Сергачёв,

Владимир Кашпур

Шарлатан с клавесином

Олег Тополянский

Отец Варфоломей, бродячий проповедник

Роман Кузнеченко

Брат Сила

Вячеслав Невинный-мл.

Брат Верность

Сергей Сазонтьев

Ренэ, дряхлая нянька Мольера

Раиса Максимова

Монашка

Татьяна Межина

(помощник режиссёра)

Суфлёр

Павел Ващилин,

Александр Салминов

Члены Кабалы Священного писания

Студенты Школы-студии МХТ

Мушкетёры

 

Оценка: 10

Отзыв 1: Совершенно не понимаю, чем спектакль так всем не понравился. По-моему, это чуть ли не лучший спектакль основной сцены МХАТа (а я видел всё, что в репертуаре, кроме Женитьбы, Сирано и №13).
Спектакль очень лёгкий по форме, яркий, красивый, динамичный. Все Актёры на высоте, но особенно хочется выделить Табакова, Ольгу ЛИТВИНОВУ, Гуськова, Плотникова, Агапова, Колесникова и Матвеева (в "Пьемонтском звере" он выглядит неубедительно, но здесь играет хорошо, а в "Последней жертве" - ещё лучше; думаю, со временем он сможет стать очень хорошим Актёром). Гуськов играет совсем не так, как во многих спектаклях и сериалах.. Его Людовик - настоящий Король, настоящий тиран. Всегда сдержанный, но вместе с тем строгий и жёсткий, с величественными и властными походкой и голосом.  От спектакля у меня осталось ощущение праздника, радости. Это ощущение я в последний раз испытал после "Гримёрной".

Отзыв 2: Сходил на спектакль во второй раз. К моему удивлению, Людовика играл Ильин - я думал, что он эту роль больше играть не будет. Его Людовик совершенно не такой, как Людовик Гуськова. Настоящим тираном он не выглядит. Сначала он вообще кажется слабым, капризным и очень самолюбивым королём. Видно, что он сочувствует Мольеру, относится к нему хорошо, жалеет его, но после доноса уже ничем не может ему помочь, не в состоянии пойти против Кабалы, вынужден действовать по закону и это осознание собственной слабости заставляет его быть ещё более жестоким и беспощадным по отношению к Мольеру, буквально сравнивать его с землёй. Тираном же в сравнении с Людовиком Ильина выглядит Шарон Плотникова. Он всё время спокоен, невозмутим ни на минуту не повышает голоса, но при этом очень твёрд, жёсток и непреклонен, выглядит очень могущественно и властно, вызывает страх, повелевает королём, который не в состоянии ему перечить - настоящий серый кардинал. Мольер Табакова - прежде всего Человек, а не Художник, к своим творениям он относится как к детям, и сам радуется как ребёнок, когда разрешают Тартюфа. Но главное для него - всё же семья. При первой беседе с королём он входит к нему бодрым, весёлым и энергичным; при второй же он выглядит раздавленным, никчёмным стариком, и в такое состояние его привели уход Арманды и смерть Мадлены; его отторжение и запрет Тартюфа оказываются вторичными причинами, хотя и окончательно "добивают" его. Затем он приходит в отчаяние, пытается взбунтоваться против Короля, против судьбы, против всего, но его попытки обречены.

Одна из главных деталей оформления спектакля - занавес, который на протяжении всего действия нависает над сценой и становится то выше, то ниже, в зависимости от событий, происходящих с Мольером. Перед его смертью он опускается совсем, Мольер падает в занавес и возносится в этом занавесе на небеса.

Я в четвёртый раз видел на сцене Максима Матвеева и он мне наконец очень понравился. Причём, как мне кажется, не потому, что я "прозрел", а потому, что за год он действительно очень вырос как Актёр. К Яковлевой я по-прежнему отношусь с уважением, и всё же окончательно понял, что я ей НЕ ВЕРЮ. И не знаю ни одного человека, который бы ей верил…

О спектакле: Пьесу Булгакова о Мольере в Художественном театре ставили 3 раза. В сущности, эта "пьеса из музыки и света" (так её определил драматург) стала движущим зеркалом, в котором отражалась жизнь страны и положение самого МХАТа. У неё была очень нелёгкая судьба, как и у остальных пьес Булгакова, да и у самого Писателя. Её гибель и разгром после всего 7 представлений в 1936 году окончательно вытолкнула Булгакова из МХАТа и оставила в памяти театра незаживающую рану. Именно поэтому при открытии в 1987 году старой сцены МХАТа после долгой реконструкции, Ефремов решил заново поставить "Мольера". Однако темы, волновавшие всех в 30-е годы, мало интересовали Ефремова и Адольфа Шапиро. Новый "Мольер" был ответом своему времени и новому положению Художественного театра. Боевую фразу "ненавижу королевскую тиранию"  Ефремов-Мольер произносил тихо, без всякой аффектации.  Это была давно выношенная мысль, в ней не содержалось никакого вызова и никакого открытия. Олег Ефремов: "Во время работы над "Кабалой святош" возникали близкие мне ассоциации, касающиеся взаимоотношений с труппой, но всё равно надо было постигать и постигать образ: что за личность Мольер, что предлагает Булгаков? Я играл прежде всего жизнь актёра, а не писателя, жизнь руководителя театра. Там вообще всё дело не в том, какой Король или какой Шаррон.  Всё дело в этой вечной актёрской, комедиантской судьбе. Мы потому и финальную реплику Лагранжа, выброшенную когда-то цензурой, восстановили - "Причиной этого явилась судьба". Причиной всего является судьба. Простая вещь, но сыграть невероятно сложно". Адольф Шапиро: "Интересно ставить спектакль, когда вокруг и рядом с ним разворачиваются свои самостоятельные сюжеты, не зависящие от твоего желания. Именно такой случай - "Кабала святош". Идея, чтобы Табаков сыграл Мольера, принадлежит Ефремову. Он не раз говорил мне об этом, когда из-за болезни уже не мог играть. Но спектакль, над которым мы вместе работали в конце восьмидесятых годов был слишком связан со временем, когда мы пребывали в состоянии социального неоромантизма.  К тому же он был поставлен в расчёте на художественные особенности Ефремова и Смоткуновского. По всему этому мне не представлялось возможным принять ефремовское предложение.<…> В день похорон Ефремова в "Табакерке" играли "На дне". После третьего акта ко мне подошёл Табаков: "Давай сделаем то, что Олег хотел". Я сразу понял, о чём идёт речь и сказал: "Давай! Только это должен быть совершенно новый спектакль. С новыми исполнителями всех ролей, с новым художником, композитором. Всё заново". Олег Павлович согласился, и в результате появился этот спектакль.  Во время работы над ним часто вспоминались слова, которые Булгаков взял эпиграфом к пьесе: "для его славы уже ничего не нужно, но он нужен для нашей славы".