Актёры

 Актрисы

 Новое на сайте

 Режиссёры

 Спектакли

 Ссылки

 Гостевая

 Форум

 

Спектакли МХТ: Амадей | Антигона | Белая гвардия | Белое на чёрном | Вечность и ещё один день | Вишнёвый сад | Господа Головлёвы | Гримёрная | Живи и помни | Изображая жертву | Исповедь горячего сердца | Кабала святош | Количество | Копенгаген | Король Лир | Кошки-мышки | Кысь | Лес | Лесная песня | Лёгкий привкус измены | Лунное чудовище | Мещане | МХАТовские вечера | Нули | Обломов | Осада | Последний день лета | Последняя жертва | Преступление и наказание | Пролётный гусь | Пьемонтский зверь | Священный огонь | Скрипка и немножко нервно | Сонечка | Старосветские помещики | Тартюф | Татуированная роза | Терроризм | Тот, кто получает пощёчины | Ундина | Утиная охота | Учитель словесности | Художники | Школа злословия | Ю

Тот, кто получает пощёчины

Автор

Леонид Андреев

Режиссёр

Райя Синика-Рантала

Художник

Александр Боровский

Художник по костюмам

Кайя Саласпуро

Художник по свету

Дамир Исмагилов

Хореограф

Рамуне Ходоркайте

Музыкальное оформление

Борис Смирнов

Помощник режиссёра

Ирэна Архангельская

Продолжительность

2 часа 40 минут с 1 антрактом

Спектакль снят с репертуара

Тот, кто получает пощёчины

Виктор Гвоздицкий

Консуэлла, наездница

Дарья Мороз,

Екатерина Соломатина

Граф Манчини, её отец

Станислав Любшин

Брике, директор цирка

Валерий Хлевинский

Зинида, укротительница львов, жена Брике

Кристина Бабушкина

Альфред Безано, жокей

Егор Бероев,

Олег Мазуров

Джексон, клоун

Владимир Кашпур

Тили, музыкальный клоун

Роман Кириллов

Поли, музыкальный клоун

Николай Исаков

Барон Реньяр

Вячеслав Жолобов

Господин

Сергей Сазонтьев

Томас, помощник директора

Олег Мазуров,
Пётр Баранчеев

Мадлен

Ольга Литвинова

Анжелика

Юлия Шарикова

Артисты цирка

студенты Школы-студии МХАТ

Аркадий Киселёв,
Адам Мускин,
Джед Питерсон,

Инна Макеева,
Елена Салошина

Скрипач

Евгений Бризановский,
Владимир Спектор

 

Оценка: 6

Отзыв: Сложное впечатление осталось от спектакля. Смотреть было интересно, в целом понравилось, но... не знаю... ещё раз посмотреть надо было бы, чтобы всё как-то уложилось... Спектакль сняли с репертуара через три месяца после премьеры, а, по-моему, зря. Я считаю, что он мог бы дорасти, развиться и стать гораздо лучше, будь у него такая возможность.

Об актёрской игре: Гвоздицкий, как всегда, играл очень интересно и своеобразно, очень понравилась Кристина Бабушкина в роли Зиниды, хорошо играли Любшин, Кашпур и Хлевинский. Соломатина - актриса хорошая, но для этой роли, по-моему, Дарья Мороз подходила гораздо больше. Мазуров - никакой, думаю, Бероев играл Безано гораздо лучше.

О спектакле: Положение Леонида Андреева в истории Художественного театра двойственно. В отличие от Чехова, он не формировал этот театр изначально, напротив, он сам был этим театром сформирован, вызван к драматургической жизни. "Не будь Художественного театра, я и не подумал бы писать пьес", - одно из позднейших признаний писателя. Он хотел быть не просто поставщиком пьес для любимого театра, он мечтал стать "Автором театра", каким был создатель "Чайки", каким на короткое время стал для МХТ Горький. "Автор театра" - это не просто хороший драматург, но сотворец, который в долговременном союзе с театром двигает его в определённом направлении, формирует его эстетическое лицо, отношения со страной. Леонид Андреев хотел развернуть МХТ к той России, которую он пытался выразить в своём искусстве. Чехов перед смертью заметил, что Россия гудит, как улей. Андреев через несколько лет расслышал в общем шуме времени свой острый звук. Это был звук приближающейся катастрофы. Автор "Жизни человека" резко взвинтил речевой строй русской драмы, её эмоциональный и речевой регистр. Он не говорил, но кричал, вопил, пророчил и предупреждал. Он носил в себе самом внутренний хаос, который обладал тогда огромной заражающей силой. Под его влияние попадали в разное время и Блок, и Мейерхольд, и Станиславский, не говоря уж о Немировиче-Данченко, который связывал с Андреевым будущее Художественного театра.

Были огромные обещания. Была "Жизнь человека" Андреева - Станиславского, был режиссёрский шедевр Немировича-Данченко "Анатэма" с Качаловым в роли дьявола. Была скандальная "Катерина Ивановна" и не менее скандальная "Мысль". Казалось бы, эти четыре боевые пьесы открывали Андрееву возможность стать "Автором театра". Этого не случилось. Мировая война разрушила трудный союз писателя и театра: не успели сыграть ни "Собачьего вальса", ни "Самсона в оковах", уже принятых к постановке. Большевистский переворот 1917 года выдавил Андреева за пределы России. Ему стало нечем ни жить, ни писать, ни дышать. Вскоре после смерти драматурга Немирович-Данченко подводит честный итог: "Между Художественным театром и Андреевым не было поставлено точки, а было какое-то многоточие. (…) Я думаю, что перед памятью Леонида Андреева на Художественном театре лежит грех, который так и остался не ликвидированным".

Грехи театра перед драматургом замаливаются традиционным образом. Театр включает в репертуар его пьесу, в данном случае замечательную и неразгаданную пьесу "Тот, кто получает пощёчины". Нам не дано предугадать, будет ли этот спектакль точкой или продолжит многоточие, о котором говорил основатель МХТ (увы, спектакль продолжил многоточие…). В любом случае обращение к Леониду Андрееву есть репертуарный поступок современного художественного театра, о чём хотелось бы напомнить.

Райя-Синикка Рантала: С пьесой "Тот, кто получает пощёчины" я познакомилась 20 лет назад и до сих пор влюблена в этот текст. Замечу, что другие его пьесы не нашли во мне такого отклика. Постановка во МХАТ - второе моё обращение к этому произведению. Первый раз я ставила эту пьесу почти пятнадцать лет назад, в пору моего художественного руководства Городским театром Лахти. Надо сказать, что с тех пор мир кардинально изменился, и сегодняшнее время гораздо ближе состоянию души героев Леонида Андреева.

Сегодня мир во многом похож на тот, в котором жил сам писатель. Жизнь в Европе тогда менялась с той же скоростью, что и сейчас. И как в то время, сегодня в наше сознание входит огромный пласт новых понятий, явлений, становится доступным то, что ещё вчера казалось тайной и загадкой. А главное, сама жизнь, в которой комическое и трагическое существуют неразрывно, и человек вынужден жить в постоянном состоянии риска - удивительным образом перекликается со временем Леонида Андреева.

Для меня спектакль - это прежде всего конкретные исполнители. Личность актёра всегда неповторима, именно актёр привносит свою правду в постановку, поэтому ни о каком повторе прежнего своего спектакля и речи быть не может!

А пьеса - удивительна! Много тем и мотивов соединилось в этом произведении. Никогда для своих трагедий писатель не придумывал такого праздничного, яркого и занимательного места действия - мира цирка - куда входит философский аспект видения мира.