Спектакли МХТ: Амадей | Антигона
| Белая
гвардия | Белое на чёрном | Вечность и ещё
один день | Вишнёвый
сад | Господа
Головлёвы | Гримёрная
| Живи и помни
| Изображая
жертву | Исповедь
горячего сердца | Кабала святош
| Количество
| Копенгаген
| Король Лир | Кошки-мышки | Кысь | Лес | Лесная песня
| Лёгкий
привкус измены | Лунное чудовище
| Мещане | МХАТовские
вечера | Нули
| Обломов
| Осада
| Последний
день лета | Последняя жертва
| Преступление
и наказание | Пролётный
гусь | Пьемонтский
зверь | Священный
огонь | Скрипка
и немножко нервно | Сонечка
| Старосветские
помещики | Тартюф | Татуированная роза
| Терроризм
| Тот, кто
получает пощёчины | Ундина |
Утиная охота
| Учитель
словесности | Художники | Школа злословия
| Ю
Амадей
Автор |
Питер Шеффер |
Режиссёр |
Марк Розовский |
Художник-постановщик |
Алла Коженкова |
Художник по свету |
Анатолий Кузнецов |
Сценическое движение |
Игорь Ясулович |
Концертмейстеры |
Татьяна Павлова, В. Бронштейн |
Заведующий музыкальной частью |
Василий Немирович-Данченко |
Помощники режиссера |
Александра Кулыбина, Ольга Рослякова |
Продолжительность спектакля |
3 часа с 1 антрактом |
Серым цветом выделены
имена актёров, больше не занятых в спектакле
Антонио
Сальери |
|
Вольфганг
Амадей Моцарт |
(Актёр
Театра Табакова), Михаил Ефремов, Владимир Пинчевский, Роман Козак |
Констанция
Вебер |
Елена Майорова, Елена Проклова |
Иосиф II, император
Австрийский |
Владлен
Давыдов, Игорь
Васильев |
Граф Иоганн Килиан фон Штрек, королевский гофмейстер |
Андрей
Давыдов, С. Сафонов, Ю. Меншагин |
Граф Франц Орсини Розенберг, директор Императорского оперного
театра |
Сергей
Десницкий, К. Градополов, |
Барон Готфрид Ван Свитен, префект Императорской библиотеки |
Игорь
Васильев, Вячеслав
Жолобов, С. Тонгур |
Мажордом |
Виктор
Кулюхин, Н. Кондратьев |
Вентичелли — "ветерки", вестники слухов, сплетен и новостей |
Денис Бобышев, В. Войтюк, А. Жарков, Л. Каюров, |
Капельмейстер Бонно |
Игорь Власов, Пётр Баранчеев (Актёр Театра на Малой Бронной), Ю. Ларионов |
Лакей Сальери |
Борис Коростелёв, А. Мяздриков, |
Повар Сальери |
Олег Тополянский, Кирилл Трубецкой (студент РАТИ), Пётр Баранчеев (Актёр Театра на Малой Бронной), В. Корунков |
Тереза, жена Сальери |
Галина Киндинова, М. Добровольская |
Катарина Кавальери, ученица Сальери |
Алёна Хованская, Дарья Юрская, Ирина Юревич |
Служащие театра |
Ирина Гришина, Виктор Кулюхин |
Граждане Вены и артисты театра |
Кирилл Трубецкой (студент РАТИ), Мария Зорина, студенты Школы-студии МХТ, Дмитрий Брусникин, Л. Жуковская, К. Игнатова, |
Оценка: 10
Отзыв: В спектакле один главный герой - Сальери, и двое
"почти главных" - Моцарт и Констанция. Остальные персонажи являются
всего лишь необходимым фоном, на котором проходит их жизнь.
Сальери
Перед началом своей "исповеди", Сальери предстаёт
совершенно омертвевшим человеком, от которого осталась всего лишь оболочка; он
сам опустился до одержимости физиологией, которую презирал в Моцарте.
"Оживает" он, лишь начиная говорить о прошлом; спектакль соткан из
его воспоминаний; то, что происходит на сцене - не события, происходящие в
момент действия, а рассказ Сальери о том, как это было. Постепенно Сальери
раскрывается всё больше и больше, рассказ перерастает в повторное проживание
всего того, что было. Также постепенно возрастает, усугубляется зависть
Сальери, его ненависть к Моцарту и одновременно восхищение - злое восхищение -
его музыкой и его работой, да и им самим. Эти чувства разъедают Сальери,
заставляют делать то, что совершенно не в его принципах. И в результате он
оказывается потерян, глубоко несчастен, несмотря на все его старания, все его
жертвы, он всё равно оказывается никем, и понимает, что не будет по-настоящему
славен даже с плохой стороны, понимает и то, что ему не нужно, чтобы его
ненавидели, нужно, чтобы любили - но это возможно только для Моцарта.
Моцарт
С первого своего появления Моцарт - светел, жизнерадостен и весел,
почти ни на минуту не теряет присутствия духа. Знакомясь с императором, он
очень старается произвести на него приятное впечатление, соответствовать всем
внешним светским правилам - во всяком случае, своему представлению о них.
Однако затем он перестаёт следовать им, чувствует, что это всё фальшь и всегда
остаётся самим собой, говорит то, что думает, не заботясь о последствиях - и
поэтому в нетрезвом виде он заходит в своих высказываниях слишком далеко.
Общаясь с Сальери и с официальными лицами, он выглядит "не от мира
сего". И несмотря на свою кажущуюся простоту, он очень глубоко понимает
искусство, свою миссию, истинно желает показать всем людям правду их жизни - но
его никто не слышит. За время действия с ним происходит несколько больших перемен.
Осознание своего таланта перерастает в самовлюблённость и гордость, ощущение
себя лучшим в мире, ощущение вседозволенности. Отсюда он проявляет резкость по
отношению к Констанции, но она быстро ставит его на место. Ближе к концу
спектакля и своей жизни он становится гораздо серьёзней, умней,
целеустремлённей, уходит высокомерие, глумление и кривляние, и причиной этому в
немалой степени послужило его "падение". Остаётся лишь вера в своё
призвание, остаётся творчество и усиливается забота об окружающих, он очень
тревожится за жену и детей, только ради них он просит Чёрного человека-Сальери,
а затем и Бога продлить его срок хотя бы на месяц; это - настоящая Любовь. Но
при этом даже перед смертью Моцарт не выглядит несчастным, хотя и вызывает
жалость. По-настоящему несчастен он лишь непосредственно при смерти, как и
Сальери.
Констанция
Констанция вначале всего лишь "играет" с Моцартом в
любовь, однако это игра довольно быстро перерастает в настоящее чувство, он
становится для неё смыслом жизни, хотя она и не в состоянии его понять. Она
беспрерывно о нём заботится, беспокоится, постоянно его "одёргивает",
когда он "неправильно" себя ведёт, спускает его с небес на землю.
Взамен она требует от него такого же ответа, такого же внимания (и невнимания к
другим особам женского пола), но почти этого не получает; он тоже её Любит, но
не может выразить свою любовь по-настоящему, всё время спускается до
"мышки-норушки" и "Вольфи-Польфи", а в результате
оказывается неспособным и обеспечить ей достойное существование. И она этого не
выдерживает, начинает с ним ссориться, высказывать ему то, что её беспокоит,
заставить его быть более близким к этому миру, улучшить их жизнь - но он,
несмотря на свои попытки, это сделать не в состоянии и может всего лишь её
утешать, успокаивать на словах, но ей этого недостаточно. В то же время она не
может с ним расстаться, и слова "я тебя брошу" она говорит без крика,
без злости, а со слезами. После его смерти она умирает тоже, когда она
произносит свой небольшой последний монолог, на ней маска. Она ничего не
выражающим голосом говорит заученный текст про Моцарта, но на её лице и в её
душе - страдание, как и в её жизни без него.
Актёры
Табаков, Безруков и ЛИТВИНОВА играют удивительно, это -
настоящее проживание ролей, подлинный реалистический театр, МХТ. Я смотрел
спектакль три раза, первые два Безруков, возможно, не очень понравился, но в
последний раз произвёл очень сильное впечатление, в некоторых сценах его Моцарт
излучает свет, тепло, доброту. При третьем просмотре наконец обратил внимание
на замечательные работы Мазурова, Бабушкиной, Шариковой, Бобышева, Трубецкого и
Мороз в эпизодических ролях.
Марк Розовский о спектакле: Пьеса
англичанина Питера Шефера "Амадей" обошла многие сцены мира, но,
только залетев во МХАТ, оказалась серьёзнее и мощнее, чем о ней раньше думали.
Она идёт здесь с 1983 года. Почему? Наверное, прежде всего потому, что в
главной роли - роли Сальери - неизменно выступает такой мастер театральной
игры, как Олег Табаков. Ещё потому, что декорации и костюмы Аллы Коженковой
действительно великолепны, а нормальный зритель любит "барокко" и
рококо", отзывается на театральность. <…> Ещё эта пьеса грандиозна
своей темой и формой. Она не похода на великий пушкинский текст - хотя бы
потому, что маленькая трагедия Пушкина написана стихами и являет собой
блистательную в своей простоте фантазию поэтического театра. Но
"Амадей" - в русле пушкинского осознания моцартианства как абсолютной
свободы духа. Питер Шеффер - драматург XIX века - и, конечно же, его право рассказать легенду о жизни и
смерти Моцарта своими словами так же неоспоримо.
Главное, что нам предстоит понять - это то, что Моцарт в
"Амадее" не есть подлинный, реально существовавший гений, а Моцарт
глазами Сальери, то есть увиденный простым, искажающим взглядом завистника и
негодяя. Наш спектакль - это своеобразный Театр Сальери на сцене МХАТа, со
всеми вытекающими отсюда решениями: любимец Бога выглядит то наглецом, то
грешником, потому что Сальери хочет, чтобы он так выглядел. Споря с Моцартом,
Сальери страдает, но мы сострадаем не ему, а Амадею.
Моцартианство - это способ жить и творить.
Сальеризм - способ творить без жизни. Именно в этом случае
возникает вымученность и холодность произведения, в котором есть всё, кроме
души. Ремесло превращается в мастерство, когда в творце течёт не рыбья кровь, а
бушует дух жизнерадостной моцартианской силы. Мощь полётного искусства Моцарта
- в его беззащитности перед злом, пренебрежении карьерой. Моцарт - это свобода
с её неуправляемостью и неуёмностью, алогичностью и искромётностью созидания. <…>
Вторая часть моцартианства - это поиск духа, а не материальных благ. <…>
Третья черта моцартианства - кажущаяся лёгкость титанического изъявления. Всё
самое глубокое достаётся шутя и играюще, легко и весело. Но за этим обязательно
стоит огромная боль, железная художественная воля, размышления о жизни и
смерти, о грехе и добродетели, о вере и безверии.
Художник и Бог, Художник и власть, Художник и близкие.
Художник и слава… Как жить творцу, если жить не на что? Как веселье и праздник,
сочность и чувственность жизни превращают "гуляку праздного" в автора
"Реквиема"?
Вся прелесть Моцарта в его "anima allegro" - то
есть в состоянии внутреннего ликования (термин "комедии дель арте"),
позволяющем импровизировать музыку жизни и любви к ней.
Лично я люблю жизнь больше, чем искусство. В том числе своё.
Советую и вам того же. Только в этом случае мы станем хоть чуточку Моцартом. И
только в этом случае мы перестанем быть Сальери. Полностью.