Актёры

Актрисы

Новое на сайте

Режиссёры

Спектакли

Ссылки

Гостевая

Форум

 

Спектакли МХТ: Амадей | Антигона | Белая гвардия | Белое на чёрном | Вечность и ещё один день | Вишнёвый сад | Господа Головлёвы | Гримёрная | Живи и помни | Изображая жертву | Исповедь горячего сердца | Кабала святош | Количество | Копенгаген | Король Лир | Кошки-мышки | Кысь | Лес | Лесная песня | Лёгкий привкус измены | Лунное чудовище | Мещане | МХАТовские вечера | Нули | Обломов | Осада | Последний день лета | Последняя жертва | Преступление и наказание | Пролётный гусь | Пьемонтский зверь | Священный огонь | Скрипка и немножко нервно | Сонечка | Старосветские помещики | Тартюф | Татуированная роза | Терроризм | Тот, кто получает пощёчины | Ундина | Утиная охота | Учитель словесности | Художники | Школа злословия | Ю

Скрипка и немножко нервно

Автор

Светлана Савина

Режиссёр

Александр Марин

Художник

Валентина Комолова

Художник по свету

Сергей Скорнецкий

Композитор

Сергей Чекрыжов

Помощник режиссёра

Ольга Рослякова

Продолжительность

2 часа 50 минут без антракта

Серым цветом выделены роли, сокращённые в процессе работы над спектаклем

Мать

Наталья Кочетова

Старший, 35 лет

Виталий Егоров

(Актёр Театра Табакова)

Старшая, 25 лет

Янина Колесниченко

Младшая, 17 лет

Юлия Шарикова

Аполлон, отец Младшей

Евгений Киндинов

Барабанщик

Эдуард Чекмазов

Квартирант

Дмитрий Куличков

Подруга

Наталья Бочкарёва,

Елена Панова

Мария

Екатерина Соломатина

Секретарь

Владимир Тимофеев

Бухгалтерша

Елена Лемешко

Могильщик

Роман Кириллов

Морфинист

Роман Кириллов

Издатель

Павел Ващилин

Гости

Павел Ващилин,

Роман Кириллов,

Мария Зорина,

Кирилл Трубецкой

(студент РАТИ)

 

 

Оценка: 10

Отзыв: Не советую читать отзыв, если Вы не знаете сюжет. Посмотрел "Скрипку" в третий раз, думаю, она может стать первым спектаклем, который я увижу четырежды. Спектакль начинается, как комедия, но затем переходит в настоящую трагедию. В начале перед зрителями предстают довольно весёлые и жизнерадостные, неглупые, в определённой степени интеллигентные люди, у которых есть свои мысли, амбиции, надежды, планы. Они очень внимательны друг к другу, но при ближайшем рассмотрении главным для каждого из них оказывается он сам. Из них выделяются, и то на первый взгляд, лишь строгая, злая и бескомпромиссная мать и находящаяся в кризисе вечно раздражённая Старшая. Матери все беспрекословно подчиняются, хотя и пытаются протестовать на словах, но несмотря на свои желания, всё же делают, как им говорят, и вовсе не потому, что так её боятся - она выглядит скорее не грозной, а жалкой, а потому, что не видят в этом смысла. Она для них - "надёжное крыло", под которым они чувствуют себя в благополучии и безопасности, и кардинально менять свою жизнь, начать жить самостоятельно, они пытаются, но не решаются. Она же их очень любит, жалеет, вместе с тем осознавая их никчёмность, старается организовать, устроить их жизнь, сделать для них всё, что в её силах, подарить им не невозможное счастье, а покой. Даже жалкому Аполлону, в определённый момент нашедшему в себе силы хоть немного ей протестовать, она не мешает это делать, "бегать на сторону", и это хоть немного освещает его существование. Перелом наступает, когда Старший начинает перечить Матери больше, чем обычно, и та действительно становится грозной, но это не устрашает, а наоборот отталкивает. Слышится звук лопнувшей струны - терпение Старшего лопнуло. Он делает вид, что смирился, а потом незаметно уходит. Именно здесь комедия превращается в трагедию, что выражается даже в приёмах актёрской игры. Затем тоже есть очень смешные моменты, но они вызывают смех сквозь слёзы.

Во второй части перед нами предстаёт совсем другая картина. Младшая добилась-таки своего, но несчастна - её многообещающий барабанщик превратился в пропащего, постоянно пьющего человека, детей у неё так и нет, а сама она начинает сильно напоминать свою мать. Старшая живёт точно так же, как 10 лет назад, без всяких изменений, а потом и вовсе оказывается, что она живёт выдуманной жизнью - которую ей помогли выдумать Подруга и Младшая, когда она в первый раз купила себе цветы, и никаких перспектив у неё не было, нет, и не будет, и беда её, как и у Старшего, в невозможности открыто и профессионально заниматься тем, чем она хочет. Милая весёлая Подруга превратилась в ещё одну опустившуюся алкоголичку. Аполлон окончательно замкнулся в себе, его совсем перестали принимать во внимание, и он это осознаёт. Он пытается, по примеру Старшего, сбежать, но в бессилии возвращается, вместе со своей Бухгалтершой. В Матери больше нет того достоинства, той уверенности, которые раньше в ней присутствовали. Теперь она просто жалкая, ни на что не способная старуха. А в конце становятся понятными причины, по которым она стала такой, как была 10 лет назад. Все надежды разрушены, и оказывается, что герои обречены влачить такое же жалкое существование до конца своих дней.

Но самый интересный персонаж - Старший. Его возвращение сначала выглядит триумфом, снисхождением к родственникам, которых он оставил. Очень интересна сцена, когда все герои стоят, столпившись, внизу, разговаривают, слушают сбивчивый, и, как выясняется, неправдивый рассказ Марии о встрече с ним, а он стоит на крыше мечется из стороны в сторону, и растерянно, ошарашено, одиноко смотрит на всех и слушает их. Они все несчастны, никчёмны, неискренни, а он выше их, поднялся на огромные высоты, известен по всей стране! Именно через него открывается горькая правда об остальных персонажах - Младшей, Старшей, Матери. Но затем выясняется, что он сам находится в ещё более тяжёлом и странном положении, чем они. Тем не менее, он остаётся выше их, потому что решился на собственный и независимый шаг, вёл свою тяжёлую жизнь, играя на скрипке на кладбищах, возможно, веря, что ещё не всё потеряно, и сломался лишь 10 лет. Домой он вернулся отчасти, чтобы подарить своим родным счастье, радость за него, веру в себя (и ему удалось это сделать, в конце спектакля они беззаботно веселятся, у них настоящий праздник, он же с этого праздника уходит, чтобы больше не вернуться и пропасть совсем; в то же время ясно, что этот праздник - всего на один вечер, больше он не повторится), отчасти же это было его последней надеждой, он надеялся, что, быть может, у них всё наладилось, что он сможет вернуться к ним, зажить новой жизнью и эта жизнь будет лучше. Но оказывается, что ничего изменилось, всё стало только хуже и безысходней, "гадюшник" остался "гадюшником" и "террариумом". Впереди у всех - мрак.

Очень сложен и непонятен образ Секретаря, даже после нескольких просмотров. Он циничен, окончательно разочарован в людях, в жизни и в этом мире, пытается побольше узнать, разобраться во всём, но безуспешно; с этой целью он поднимает Старшего, чтобы потом опустить его совсем, а когда что-то в этом эксперименте даёт сбой, пытается повторить его с Могильщиком.

Большинство актёров в спектакле выступили очень сильно и неожиданно, и сыграли свои роли совсем не в той манере, как играют обычно. Потрясающе, на грани возможного играет Кочетова.

Табаков считает, что эта пьеса продолжает традиции Вампилова, и я, пожалуй, с ним соглашусьJ. Из всех знакомых мне современных пьес, эта - ближе всего к Русскому Психологическому Реалистическому Театру.

В спектакле сначала чувствовалась некоторая беспорядочность и невнятность, но через несколько месяцев после премьеры она исчезла.

О спектакле

Светлана Савина: Очень хочется жить… по-настоящему. Всем. Хочется свободы, любви и признания. Иногда этого хочется до смерти — своей или еще чьей-либо… Мечты сбываются. И не сбываются.
Александр Марин: Это случается утром. Ты еще не открыл глаза, но уже проснулся. Кажется, что проснулся. Ты знаешь, кто ты. И чего ты действительно хочешь. Ты это очень хорошо знаешь. Пока не откроешь глаза…