Спектакли МХТ: Амадей | Антигона
| Белая
гвардия | Белое на чёрном | Вечность и ещё
один день | Вишнёвый
сад | Господа
Головлёвы | Гримёрная
| Живи и
помни | Изображая
жертву | Исповедь
горячего сердца | Кабала святош
| Количество
| Копенгаген
| Король Лир | Кошки-мышки | Кысь | Лес | Лесная песня
| Лёгкий
привкус измены | Лунное чудовище
| Мещане | МХАТовские
вечера | Нули
| Обломов
| Осада
| Последний
день лета | Последняя жертва
| Преступление
и наказание | Пролётный
гусь | Пьемонтский
зверь | Священный
огонь | Скрипка и немножко нервно | Сонечка
| Старосветские
помещики | Тартюф | Татуированная роза
| Терроризм
| Тот, кто
получает пощёчины | Ундина |
Утиная охота
| Учитель
словесности | Художники
| Школа злословия
| Ю
Скрипка и немножко нервно
Автор |
Светлана Савина |
Режиссёр |
|
Художник |
Валентина Комолова |
Художник по свету |
Сергей Скорнецкий |
Композитор |
Сергей Чекрыжов |
Помощник режиссёра |
Ольга Рослякова |
Продолжительность |
2 часа 50 минут без антракта |
Серым цветом выделены
роли, сокращённые в процессе работы над спектаклем
Мать |
Наталья Кочетова |
Старший, 35 лет |
(Актёр Театра Табакова) |
Старшая, 25 лет |
|
Младшая, 17 лет |
Юлия Шарикова |
Аполлон, отец
Младшей |
|
Барабанщик |
|
Квартирант |
|
Подруга |
|
Мария |
|
Секретарь |
Владимир Тимофеев |
Бухгалтерша |
Елена Лемешко |
Могильщик |
|
Морфинист |
Роман Кириллов |
Издатель |
|
Гости |
Мария Зорина, Кирилл Трубецкой (студент РАТИ) |
Оценка:
10
Отзыв: Не
советую читать отзыв, если Вы не знаете сюжет. Посмотрел "Скрипку" в третий раз, думаю, она может
стать первым спектаклем, который я увижу четырежды. Спектакль начинается, как
комедия, но затем переходит в настоящую трагедию. В начале перед зрителями
предстают довольно весёлые и жизнерадостные, неглупые, в определённой степени
интеллигентные люди, у которых есть свои мысли, амбиции, надежды, планы. Они
очень внимательны друг к другу, но при ближайшем рассмотрении главным для
каждого из них оказывается он сам. Из них выделяются, и то на первый взгляд,
лишь строгая, злая и бескомпромиссная мать и находящаяся в кризисе вечно
раздражённая Старшая. Матери все беспрекословно подчиняются, хотя и пытаются
протестовать на словах, но несмотря на свои желания, всё же делают, как им
говорят, и вовсе не потому, что так её боятся - она выглядит скорее не грозной,
а жалкой, а потому, что не видят в этом смысла. Она для них - "надёжное
крыло", под которым они чувствуют себя в благополучии и безопасности, и
кардинально менять свою жизнь, начать жить самостоятельно, они пытаются, но не
решаются. Она же их очень любит, жалеет, вместе с тем осознавая их никчёмность,
старается организовать, устроить их жизнь, сделать для них всё, что в её силах,
подарить им не невозможное счастье, а покой. Даже жалкому Аполлону, в
определённый момент нашедшему в себе силы хоть немного ей протестовать, она не
мешает это делать, "бегать на сторону", и это хоть немного освещает
его существование. Перелом наступает, когда Старший начинает перечить Матери
больше, чем обычно, и та действительно становится грозной, но это не устрашает,
а наоборот отталкивает. Слышится звук лопнувшей струны - терпение Старшего
лопнуло. Он делает вид, что смирился, а потом незаметно уходит. Именно здесь
комедия превращается в трагедию, что выражается даже в приёмах актёрской игры.
Затем тоже есть очень смешные моменты, но они вызывают смех сквозь слёзы.
Во второй части перед нами предстаёт совсем другая картина. Младшая добилась-таки своего, но несчастна - её многообещающий барабанщик превратился в пропащего, постоянно пьющего человека, детей у неё так и нет, а сама она начинает сильно напоминать свою мать. Старшая живёт точно так же, как 10 лет назад, без всяких изменений, а потом и вовсе оказывается, что она живёт выдуманной жизнью - которую ей помогли выдумать Подруга и Младшая, когда она в первый раз купила себе цветы, и никаких перспектив у неё не было, нет, и не будет, и беда её, как и у Старшего, в невозможности открыто и профессионально заниматься тем, чем она хочет. Милая весёлая Подруга превратилась в ещё одну опустившуюся алкоголичку. Аполлон окончательно замкнулся в себе, его совсем перестали принимать во внимание, и он это осознаёт. Он пытается, по примеру Старшего, сбежать, но в бессилии возвращается, вместе со своей Бухгалтершой. В Матери больше нет того достоинства, той уверенности, которые раньше в ней присутствовали. Теперь она просто жалкая, ни на что не способная старуха. А в конце становятся понятными причины, по которым она стала такой, как была 10 лет назад. Все надежды разрушены, и оказывается, что герои обречены влачить такое же жалкое существование до конца своих дней.
Но самый интересный персонаж - Старший. Его возвращение
сначала выглядит триумфом, снисхождением к родственникам, которых он оставил. Очень
интересна сцена, когда все герои стоят, столпившись, внизу, разговаривают,
слушают сбивчивый, и, как выясняется, неправдивый рассказ Марии о встрече с
ним, а он стоит на крыше мечется из стороны в сторону, и растерянно, ошарашено,
одиноко смотрит на всех и слушает их. Они все несчастны, никчёмны, неискренни, а
он выше их, поднялся на огромные высоты, известен по всей стране! Именно через
него открывается горькая правда об остальных персонажах - Младшей, Старшей,
Матери. Но затем выясняется, что он сам находится в ещё более тяжёлом и странном
положении, чем они. Тем не менее, он остаётся выше их, потому что решился на
собственный и независимый шаг, вёл свою тяжёлую жизнь, играя на скрипке на
кладбищах, возможно, веря, что ещё не всё потеряно, и сломался лишь 10 лет. Домой
он вернулся отчасти, чтобы подарить своим родным счастье, радость за него, веру
в себя (и ему удалось это сделать, в конце спектакля они беззаботно веселятся,
у них настоящий праздник, он же с этого праздника уходит, чтобы больше не
вернуться и пропасть совсем; в то же время ясно, что этот праздник - всего на
один вечер, больше он не повторится), отчасти же это было его последней
надеждой, он надеялся, что, быть может, у них всё наладилось, что он сможет
вернуться к ним, зажить новой жизнью и эта жизнь будет лучше. Но оказывается,
что ничего изменилось, всё стало только хуже и безысходней,
"гадюшник" остался "гадюшником" и "террариумом".
Впереди у всех - мрак.
Очень сложен и непонятен образ Секретаря, даже после
нескольких просмотров. Он циничен, окончательно разочарован в людях, в жизни и
в этом мире, пытается побольше узнать, разобраться во всём, но безуспешно; с
этой целью он поднимает Старшего, чтобы потом опустить его совсем, а когда
что-то в этом эксперименте даёт сбой, пытается повторить его с Могильщиком.
Большинство актёров в спектакле выступили очень сильно и
неожиданно, и сыграли свои роли совсем не в той манере, как играют обычно.
Потрясающе, на грани возможного играет Кочетова.
Табаков считает, что эта пьеса продолжает традиции Вампилова,
и я, пожалуй, с ним соглашусьJ. Из всех знакомых мне
современных пьес, эта - ближе всего к Русскому Психологическому Реалистическому
Театру.
В спектакле сначала чувствовалась некоторая беспорядочность и невнятность, но через несколько месяцев после премьеры она исчезла.
О спектакле
Светлана Савина: Очень хочется жить… по-настоящему.
Всем. Хочется свободы, любви и признания. Иногда этого хочется
до смерти — своей или еще чьей-либо… Мечты сбываются.
И не сбываются.
Александр Марин: Это случается утром. Ты еще не открыл глаза,
но уже проснулся. Кажется, что проснулся. Ты знаешь, кто ты.
И чего ты действительно хочешь. Ты это очень хорошо знаешь. Пока
не откроешь глаза…