Фонд
Станиславского
|
Вишнёвый сад Оценка: 10 |
Отзыв: Почти каждый зритель,
посмотревший спектакль, назвал его гениальным. Я с этим соглашусь. Спектакль очень
насыщен символами, метафорами, намёками, загадками, точную разгадку которых,
наверно, знает лишь Някрошюс. Вместе с тем "Вишнёвый сад" очень
тонок, изящен, лёгок по форме (но не по содержанию!). Зритель получает
огромное наслаждение от каждой минуты спектакля, от соприкосновения с ним, а
по окончании чувствует себя не усталым, несмотря на проведённые в театре 6
часов, а отдохнувшим, возродившимся. О спектакле можно сказать очень многое,
но всё, что в него заложено, наверно, нельзя уловить даже за 10 просмотров.
Поэтому в случае с "Вишнёвым садом", посмотрев спектакль, особенно
интересно сопоставлять собственные впечатления с впечатлениями других
зрителей и критиков - каждый зритель заметил что-то, что не заметили другие,
и различные впечатления очень хорошо дополняют друг друга, создавая общую
картину спектакля и его смысла. Моих
впечатлений, которые можно как-то определить и оформить, очень мало, и
касаются они в основном Фирса и Вари: 1.
Фирс в спектакле мёртв с самого начала. Он находится на сцене практически всё
время спектакля, но при этом говорит очень мало, и почти все его слова
относятся к прошлому. Он - молчаливый хранитель дома, его призрак. Обращаясь
к "многоуважаемому шкафу", Гаев смотрит на него. Фирс -
действительно многоуважаемый в этом доме, хотя некоторых он и раздражает, но
он для всех как неодушевлённый предмет мебели определённого года
изготовления, которым всё время пользуешься и как бы его не замечаешь, и лишь
иногда задумываешься о его пользе и возрасте. Отношение к Фирсу как к предмету
обстановки проявляется и в конце спектакля. когда Раневская и Анна вроде бы
очень о нём тревожатся, но услышав, что его приказали отправить в больницу,
сначала думают - проверить надо, но потом об этом забывают за сбором других
нужных вещей. Для Фирса же весь смысл
жизни, и вся жизнь вообще состоит в слепом служении хозяевам, любви к ним,
очень тщательной о них заботе. Для него только хорошо, что его забыли - вся
жизнь его прошла в этом доме, он себя без него - как и без покинувших его
господ - просто не мыслит, и там же его жизнь должна и закончится. Поэтому
единственное, о чём он действительно жалеет, чуть не плачет, перед тем как
сесть на стул, увидеть вырубку сада и умереть - то, что "Леонид
Андреевич пальто опять забыли! Как же это я проглядел-то? Эх ты,
недотёпа!". |
2.
Очень сложно построен образ Вари. Она, возможно, самый несчастный персонаж
спектакля. По сути, она - обычная весёлая мечтательная молодая девушка,
жаждущая любви (что проявляется при её встречи Ани), но в течение нескольких
лет она жила дома без матери и сестры, и вынужденное руководство хозяйством
сделало её строгой, жёсткой и властной, что видно почти в каждой сцене. Это
ярко контрастирует с её внутренним миром - благочестием, скромностью,
намерением уйти в монастырь, любовью к Лопахину. В
спектакле очень сильно играют Евгений Миронов, Инга Оболдина, Людмила
Максакова, Анна Яновская, Алексей Петренко, Владимир Ильин, замечательно
дебютировала Юлия Марченко. О спектакле: На рубеже
2003-2004 г.г. Фонд К. С. Станиславского отмечает три
знаменательные для театрального мира даты: 100 лет создания пьесы «Вишневый
сад», 100 лет со дня премьеры «Вишневого сада» в Художественном
театре и столетие памяти великого русского драматурга, определившего,
без преувеличения, ход развития мирового театра ХХ века, — Антона
Павловича Чехова. |
Действующие лица и
исполнители:
Раневская
Любовь Андреевна |
Людмила
Максакова (актриса Театра Вахтангова) |
Гаев
Леонид Андреевич |
Владимир
Ильин (киноактёр) |
Лопахин
Ермолай Алексеевич |
(актёр Театра Табакова) |
Варя |
(актриса Театра
"Апарте") |
Фирс |
Алексей
Петренко (киноактёр) |
Аня |
Юлия
Марченко (студентка 4-го курса Института Щукина) |
Трофимов Пётр Сергеевич |
Игорь
Гордин (актёр МТЮЗа) |
Шарлотта Ивановна |
Ирина
Апексимова |
Епиходов Семён
Пантелеевич |
Иван
Агапов (актёр ЛЕНКОМа) |
Дуняша |
Анна
Яновская (актриса МТЮЗа) |
Симеонов-Пищик Борис Борисович |
Сергей
Пинегин (актёр Театра "Модерн") |
Прохожий |
Илья
Исаев (актёр РАМТа) |
Яша |
Антон
Кукушкин (Театр Сатиры), Александр
Зыблев (актёр Театра "Около дома Станиславского") |
"Массовка" |
Юлия
Свежакова (актриса МТЮЗа), Ольга
Черноок |
Автор - А. П. Чехов
Режиссёр - Эймунтас Някрошюс
Художник - Надежда Гультяева
Композитор - Миндаугас Урбайтис
Ассистент режиссёра - Таурас Чижас
Свет - Аудрюс Янкаускас
Продолжительность спектакля - 6 часов с тремя антрактами;
начало в 18:00