Фонд Станиславского

Вишнёвый сад

Оценка: 10

Отзыв: Почти каждый зритель, посмотревший спектакль, назвал его гениальным. Я с этим соглашусь. Спектакль очень насыщен символами, метафорами, намёками, загадками, точную разгадку которых, наверно, знает лишь Някрошюс. Вместе с тем "Вишнёвый сад" очень тонок, изящен, лёгок по форме (но не по содержанию!). Зритель получает огромное наслаждение от каждой минуты спектакля, от соприкосновения с ним, а по окончании чувствует себя не усталым, несмотря на проведённые в театре 6 часов, а отдохнувшим, возродившимся. О спектакле можно сказать очень многое, но всё, что в него заложено, наверно, нельзя уловить даже за 10 просмотров. Поэтому в случае с "Вишнёвым садом", посмотрев спектакль, особенно интересно сопоставлять собственные впечатления с впечатлениями других зрителей и критиков - каждый зритель заметил что-то, что не заметили другие, и различные впечатления очень хорошо дополняют друг друга, создавая общую картину спектакля и его смысла.

Моих впечатлений, которые можно как-то определить и оформить, очень мало, и касаются они в основном Фирса и Вари:

1. Фирс в спектакле мёртв с самого начала. Он находится на сцене практически всё время спектакля, но при этом говорит очень мало, и почти все его слова относятся к прошлому. Он - молчаливый хранитель дома, его призрак. Обращаясь к "многоуважаемому шкафу", Гаев смотрит на него. Фирс - действительно многоуважаемый в этом доме, хотя некоторых он и раздражает, но он для всех как неодушевлённый предмет мебели определённого года изготовления, которым всё время пользуешься и как бы его не замечаешь, и лишь иногда задумываешься о его пользе и возрасте. Отношение к Фирсу как к предмету обстановки проявляется и в конце спектакля. когда Раневская и Анна вроде бы очень о нём тревожатся, но услышав, что его приказали отправить в больницу, сначала думают - проверить надо, но потом об этом забывают за сбором других нужных вещей.  Для Фирса же весь смысл жизни, и вся жизнь вообще состоит в слепом служении хозяевам, любви к ним, очень тщательной о них заботе. Для него только хорошо, что его забыли - вся жизнь его прошла в этом доме, он себя без него - как и без покинувших его господ - просто не мыслит, и там же его жизнь должна и закончится. Поэтому единственное, о чём он действительно жалеет, чуть не плачет, перед тем как сесть на стул, увидеть вырубку сада и умереть - то, что "Леонид Андреевич пальто опять забыли! Как же это я проглядел-то? Эх ты, недотёпа!".

2. Очень сложно построен образ Вари. Она, возможно, самый несчастный персонаж спектакля. По сути, она - обычная весёлая мечтательная молодая девушка, жаждущая любви (что проявляется при её встречи Ани), но в течение нескольких лет она жила дома без матери и сестры, и вынужденное руководство хозяйством сделало её строгой, жёсткой и властной, что видно почти в каждой сцене. Это ярко контрастирует с её внутренним миром - благочестием, скромностью, намерением уйти в монастырь, любовью к Лопахину.

 

В спектакле очень сильно играют Евгений Миронов, Инга Оболдина, Людмила Максакова, Анна Яновская, Алексей Петренко, Владимир Ильин, замечательно дебютировала Юлия Марченко.

О спектакле: На рубеже 2003-2004 г.г. Фонд К. С. Станиславского отмечает три знаменательные для театрального мира даты: 100 лет создания пьесы «Вишневый сад», 100 лет со дня премьеры «Вишневого сада» в Художественном театре и столетие памяти великого русского драматурга, определившего, без преувеличения, ход развития мирового театра ХХ века, — Антона Павловича Чехова.
Международный театральный проект «Вишневый сад», проводимый при поддержке Комитета по культуре Москвы в рамках программы «Открытая сцена», — спектакль выдающегося литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса с известными русскими актерами — приурочен к этим датам.

 

Действующие лица и исполнители:

 

Раневская Любовь Андреевна

Людмила Максакова

(актриса Театра Вахтангова)

Гаев Леонид Андреевич

Владимир Ильин

(киноактёр)

Лопахин Ермолай Алексеевич

Евгений Миронов

(актёр Театра Табакова)

Варя

Инга Стрелкова-Оболдина

(актриса Театра "Апарте")

Фирс

Алексей Петренко

(киноактёр)

Аня

Юлия Марченко

(студентка 4-го курса Института Щукина)

Трофимов Пётр Сергеевич

Игорь Гордин

(актёр МТЮЗа)

Шарлотта Ивановна

Ирина Апексимова

Епиходов Семён Пантелеевич

Иван Агапов

(актёр ЛЕНКОМа)

Дуняша

Анна Яновская

(актриса МТЮЗа)

Симеонов-Пищик Борис Борисович

Сергей Пинегин

(актёр Театра "Модерн")

Прохожий

Илья Исаев

(актёр РАМТа)

Яша

Антон Кукушкин

(Театр Сатиры),

Александр Зыблев

(актёр Театра "Около дома Станиславского")

"Массовка"

Юлия Свежакова

(актриса МТЮЗа),

Ольга Черноок

 

Автор - А. П. Чехов

Режиссёр - Эймунтас Някрошюс

Художник - Надежда Гультяева

Композитор - Миндаугас Урбайтис

Ассистент режиссёра - Таурас Чижас

Свет - Аудрюс Янкаускас

 

Продолжительность спектакля - 6 часов с тремя антрактами; начало в 18:00

Сайт создан в системе uCoz