Кирилл Серебренников
|
|
Родился в 1969 году в Ростове-на-Дону.
В 1992 году окончил физический факультет РГУ, но профессией почти
не занимался и практически сразу перешёл на
режиссуру. В студенческие годы работал сначала в любительской студии
«69», затем, с 1990 года, на профессиональной сцене. В
Ростове поставил спектакли «Странные
фантазии некой мисс Летиции Дуффе» (Театр «Ангажемент»), «Федра» (Театр
«Ангажемент»), «Любоффь» (Театр «Ангажемент»), «Сад Себастьяна» (ТЮЗ),
«Тарарабумбия» (Театр «Ангажемент»), «Маленькие трагедии» (АДТ
им. Горького), «Городок в табакерке» (ТЮЗ), «Демон» (ТЮЗ),
«Я стою у ресторана» (ТЮЗ), «Женитьба» (ТЮЗ). Затем
переехал в Москву, получил режиссёрское образование и шумно дебютировал
спектаклем «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева в Центре драматургии
и режиссуры; поставил современные пьесы «Откровенные полароидные снимки» Равенхилла
в Театре Пушкина, «И.О. » Ларссона в Центре Драматургии и Режиссуры, а
также «Сладкоголосую птицу юности» в Современнике и «Демона» в
Театральном товариществе 814. В последнее время работает в основном во МХАТе
- поставил «Терроризм» и "Изображая жертву" Братьев
Пресняковых, «Мещан» Максима Горького, репетирует «Господ
Головлёвых» в инсценировке Владимира Жеребцова, с Евгением Мироновым в
роли Иудушки Головлёва; возможно, выпустит музыкальный спектакль по Эдуардо
Де Филиппо и "Лес" Островского. Также ведёт переговоры о
постановке с Романом Козаком. С 1991 года работал
на ростовском телевидении (снял около 100 рекламных роликов, 11
видеоклипов, 2 документальных фильма, 4 телеспектакля, 1 видеоартовскую
картину, 1 музыкальный телефильм, 3 многосерийных проекта: два - о музыке,
третий - о кино), с 1998 — в кинематографе. Снял и написал
сценарии к фильмам «Раздетые»,
«Тайны грозы», «Ласточка», сериалам «Ростов-папа»,
«Дневник убийцы», "Постельные сцены". Серебренников стал живым символом и
одним из главных действующих лиц Нового российского театра. Он ворвался в
театральную жизнь быстро, резко и шумно и сразу завоевал серьёзные позиции.
Первые его спектакли - "Пластилин", "Откровенные полароидные
снимки", "Терроризм" - были поистине вызовом театральному
сообществу и обществу вообще, действительно новым словом. Но затем он стал
постепенно отходить от прославившей его шокирующей современной драматургии и
делать что-то новое для себя и совершенно неожиданное для зрителей -
Уильямса, Лермонтова, Горького. "Сладкоголосая птица юности" сильно
отличается от "Терроризма", но при этом в нём чувствуется почерк
Серебренникова - динамичность, пластичность, красота наряду с какой-то
жёсткой, отрицательной и в то же время сильной и подпитывающей зрителя
энергией. Существует мнение, что каждый спектакль Серебренникова хуже предыдущего, однако я с этим не согласен. Первые три виденные мною спектакля Серебренникова - "Терроризм", "Сладкоголосая птица юности" и "И.О." - мне кажутся взаимосвязанными частями определённого этапа режиссёрского пути Серебренникова, и я не могу сказать, что какой-то из этих спектаклей хуже, а какой-то лучше. "Терроризм" - спектакль резкий, агрессивный и динамичный. В "Птице" агрессивности нету, спектакль гораздо менее резкий и динамичный, зато в нём появляются красота, плавность и метафоричность. В "И.О." эти черты развиваются, и появляется что-то новое, что мне пока трудно определить. В "Терроризме" была мощная отрицательная энергетика, в "Птице" её почти нет, в "И.О." она исчезла совсем, но вместо неё пока ничего другого не появилось. В этом спектакле все герои и проблемы, которым в других спектаклях "новой драмы", в том числе и Серебренникова, зрители сопереживали или ужасались, беспощадно высмеиваются. Кроме того, Серебренников очень странный, интересный и умный человек, что видно во всех его интервью, в каждом из которых он выглядит совершенно по-разному и вместе с тем говорит очень интересные и важные вещи. А вот "Мещане" меня неожиданно и к большому моему
сожалению разочаровали. Упомянутых качеств спектаклей и режиссуры
Серебренникова здесь почти не наблюдается, хотя определённые сцены и идеи,
конечно, могут быть только у него. Однако спектакль выглядит неровно;
по-моему, одна из основных его идей - разброд и шатание в жизни его героев,
но эти разброд и шатание распространились на весь спектакль. Мне показалось,
что Серебренников не смог справиться с Горьким, заблудился и растерялся в
нём, как Чусова в Островском, что очень обидно. Надеюсь, что дальнейшие его
работы по "несовременной" драматургии, окажутся лучше. Спектаклем "Изображая жертву" Серебренников
успешно "вернулся в свою стихию" после "Мещан", но его
режиссура претерпела некоторые изменения. Остались яркая "визуальность"
спектакля, стремительность и в то же время некоторая разрозненность действия,
жёсткая ирония к персонажам, "стёб". Однако к ним добивались большая,
чем раньше глубина, искренность, совершенно особое отношение и сопереживание
к героям, элементы психологического театра. Также к особенностям спектаклей Серебренникова без сомнения
можно отнести огромную увлечённость и заразительность актёров работой с ним,
материалом, спектаклем, большую актёрскую отдачу - и у Неёловой с Покровской,
и у Медведева с Кисловым. Ссылки: |
|