Кирилл Серебренников

Родился в 1969 году в Ростове-на-Дону. В 1992 году окончил физический факультет РГУ, но профессией почти не занимался и практически сразу перешёл на режиссуру. В студенческие годы работал сначала в любительской студии «69», затем, с 1990 года, на профессиональной сцене. В Ростове поставил спектакли  «Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе» (Театр «Ангажемент»), «Федра» (Театр «Ангажемент»), «Любоффь» (Театр «Ангажемент»), «Сад Себастьяна» (ТЮЗ), «Тарарабумбия» (Театр «Ангажемент»), «Маленькие трагедии» (АДТ им. Горького), «Городок в табакерке» (ТЮЗ), «Демон» (ТЮЗ), «Я стою у ресторана» (ТЮЗ), «Женитьба» (ТЮЗ). Затем переехал в Москву, получил режиссёрское образование и шумно дебютировал спектаклем «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева в Центре драматургии и режиссуры; поставил современные пьесы «Откровенные полароидные снимки» Равенхилла в Театре Пушкина, «И.О. » Ларссона в Центре Драматургии и Режиссуры, а также «Сладкоголосую птицу юности» в Современнике и «Демона» в Театральном товариществе 814. В последнее время работает в основном во МХАТе - поставил «Терроризм» и "Изображая жертву" Братьев Пресняковых, «Мещан» Максима Горького, репетирует «Господ Головлёвых» в инсценировке Владимира Жеребцова, с Евгением Мироновым в роли Иудушки Головлёва; возможно, выпустит музыкальный спектакль по Эдуардо Де Филиппо и "Лес" Островского. Также ведёт переговоры о постановке с Романом Козаком. С 1991 года работал на ростовском телевидении (снял около 100 рекламных роликов, 11 видеоклипов, 2 документальных фильма, 4 телеспектакля, 1 видеоартовскую картину, 1 музыкальный телефильм, 3 многосерийных проекта: два - о музыке, третий - о кино), с 1998 — в кинематографе. Снял и написал сценарии к фильмам  «Раздетые», «Тайны грозы», «Ласточка», сериалам «Ростов-папа», «Дневник убийцы», "Постельные сцены".

 

Серебренников стал живым символом и одним из главных действующих лиц Нового российского театра. Он ворвался в театральную жизнь быстро, резко и шумно и сразу завоевал серьёзные позиции. Первые его спектакли - "Пластилин", "Откровенные полароидные снимки", "Терроризм" - были поистине вызовом театральному сообществу и обществу вообще, действительно новым словом. Но затем он стал постепенно отходить от прославившей его шокирующей современной драматургии и делать что-то новое для себя и совершенно неожиданное для зрителей - Уильямса, Лермонтова, Горького. "Сладкоголосая птица юности" сильно отличается от "Терроризма", но при этом в нём чувствуется почерк Серебренникова - динамичность, пластичность, красота наряду с какой-то жёсткой, отрицательной и в то же время сильной и подпитывающей зрителя энергией.

Существует мнение, что каждый спектакль Серебренникова хуже предыдущего, однако я с этим не согласен. Первые три виденные мною спектакля Серебренникова - "Терроризм", "Сладкоголосая птица юности" и "И.О." - мне кажутся взаимосвязанными частями определённого этапа режиссёрского пути Серебренникова, и я не могу сказать, что какой-то из этих спектаклей хуже, а какой-то лучше. "Терроризм" - спектакль резкий, агрессивный и динамичный. В "Птице" агрессивности нету, спектакль гораздо менее резкий и динамичный, зато в нём появляются красота, плавность и метафоричность. В "И.О." эти черты развиваются, и появляется что-то новое, что мне пока трудно определить. В  "Терроризме" была мощная отрицательная энергетика, в "Птице" её почти нет, в "И.О." она исчезла совсем, но вместо неё пока ничего другого не появилось. В этом спектакле все герои и проблемы, которым в других спектаклях "новой драмы", в том числе и Серебренникова, зрители сопереживали или ужасались,  беспощадно высмеиваются. Кроме того, Серебренников очень странный, интересный и умный человек, что видно во всех его интервью, в каждом из которых он выглядит совершенно по-разному и вместе с тем говорит очень интересные и важные вещи.

А вот "Мещане" меня неожиданно и к большому моему сожалению разочаровали. Упомянутых качеств спектаклей и режиссуры Серебренникова здесь почти не наблюдается, хотя определённые сцены и идеи, конечно, могут быть только у него. Однако спектакль выглядит неровно; по-моему, одна из основных его идей - разброд и шатание в жизни его героев, но эти разброд и шатание распространились на весь спектакль. Мне показалось, что Серебренников не смог справиться с Горьким, заблудился и растерялся в нём, как Чусова в Островском, что очень обидно. Надеюсь, что дальнейшие его работы по "несовременной" драматургии, окажутся лучше.

Спектаклем "Изображая жертву" Серебренников успешно "вернулся в свою стихию" после "Мещан", но его режиссура претерпела некоторые изменения. Остались яркая "визуальность" спектакля, стремительность и в то же время некоторая разрозненность действия, жёсткая ирония к персонажам, "стёб". Однако к ним добивались большая, чем раньше глубина, искренность, совершенно особое отношение и сопереживание к героям, элементы психологического театра.

Также к особенностям спектаклей Серебренникова без сомнения можно отнести огромную увлечённость и заразительность актёров работой с ним, материалом, спектаклем, большую актёрскую отдачу - и у Неёловой с Покровской, и у Медведева с Кисловым.

Ссылки:

Кирилл Серебренников на сайте Театра Пушкина

Кирилл Серебренников на сайте МХАТа

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz