|
РАМТ Основная сцена Тень
В скобках
имена больше не участвующих в спектакле актёров
Оценка: 9 Отзыв: В прессе
спектакль встретили с редким единодушием и разнесли его в пух и прах, не
оставив от него и мокрого места. Совершенно непонятно, почему. Катарсиса или
огромной радости после него не испытываешь, однако спектакль очень сильный,
сложный и заставляет задуматься о многих вещах. Пьеса очень сильно сокращена, оттуда
убраны все намёки на сказку, кроме живой воды, и, конечно, самой отделившейся
тени, что придаёт спектаклю много нового смысла, которого, возможно, и не
было у Шварца. Так, финальная сцена изменена очень сильно, и Учёный не
собирается дальше бороться с Тенью, а она от него не убегает. Они просто
мирно прощаются (в пьесе прощания нет вообще), и слова "Прощай,
Тень!" в устах Учёного звучат как "Я прощаю тебя, тень! Живи своей
жизнью!". И Христиан-Теодор действительно прощает Теодора-Христиана, и
они расстаются мирно, хотя что с ними будет дальше, неизвестно. В спектакле очень много подтекста. В
начале, когда к Учёному приходят разные люди, у него есть тень за ширмой, а у
остальных нет. Тень уже начинает отделяться от него, живёт своей жизнью, а от
его гостей она неотделима. Однако после того, как он посылает Тень к
Принцессе, и они окончательно отделяются друг от друга, ситуация меняется.
Его тень на ширме исчезает, а у других людей тени появляются - значит, они
тоже могут от них отделиться. Когда Тень уходит к принцессе, звучит грозная
музыка и опускается чёрный занавес с надписью "Тень" - Тень
опускается на жизнь учёного. Затем занавес поднимется при встрече
Христана-Теодора с Тенью, после чего будет опускаться в самые тяжёлые моменты
в жизни Учёного и подниматься во время триумфа Тени. В самый
"тёмный" момент спектакля, перед казнью Христиана-Теодора занавес
опускается полностью, до самой сцены, после чего поднимется окончательно. Когда
у героя вырастает новая тень, ширма распадается на три части - всё равно та
Тень была выпущена из своего тёмного мира, и тот мир уже не оставит Учёного в
покое. А когда Учёный приказывает Тени знать своё место, она мечется туда и
обратно, из своего тесного мира в настоящий и наоборот; со словами Учёного
она возвращается на место, со своими словами и со словами придворных
вырывается оттуда. Но с помощью чиновников Тень побеждает. Однако не
насовсем. Ещё одна интересная деталь - акцент.
Когда Учёный только приезжает и ничего не понимает в этом городе, в жизни
этих испорченных людей, он говорит с акцентом, что показывает и его
непонимание окружающих, и его инаковость. Затем, после того как Тень от него
уходит, при их первой встрече вначале он говорит с акцентом, потом начинает
говорить нормально, а акцент передаётся Тени - они уже говорят на разных
языках. Как мне кажется, при той встрече Теодор-Христиан говорил с
Христианом-Теодором искренно, и только увидев принцессу, он решил его
обмануть, и именно из-за любви к Принцессе Тень стала "очень
нехорошей", а потом так завралась, что не могла всё вернуть на свои
места, а после записки Учёного уже и почти не хотела. А после их встречи
акцент исчезает и у Учёного, и у его Тени - они прижились в этом королевстве,
стали ничем не отличаться от его граждан, начали интриговать. Интересно, что
и Тень, и Учёного все - Борджиа, Юлия, Доктор, Министры - учат
"правильной" жизни, но Тень до этого своей жизнью не жила, и когда
она дрожащая приходит к чиновникам и наблюдает за ними, она схватывает их
повадки на лету и считает, что жить можно только так. Учёный же сначала не
поддаётся, но затем тоже следует примеру всех жителей королевства (кроме
Аннунциаты). Ведь раньше, наверно, он оставил бы Тень в покое, а сам бы ушёл,
чтобы остальные были счастливы. Примерно это он и делает в конце. Также в спектакле очень интересна
чиновничья тема, опять-таки в немалой степени из-за изменений в тексте. В
пьесе Пьетро и Борджиа - людоеды, но в спектакле этого нет, отчего их
разговор, в котором они решают съесть Учёного, принимает совершенно другой,
переносный смысл, слово "съесть" попадает в кавычки. В пьесе при
первом появлении на сцене Первого министра и Министра финансов они играют в
шахматы, в спектакле - в теннис. В книге политическая игра состоит в
манипуляции людьми, в спектакле - в ответе ударом на удар. Кстати, чиновники
появляются на сцене позже, чем их Тени, что тоже наводит на определённые
мысли… В спектакле замечательная актёрская
игра, но особенно хочется отметить дебютанта Александра Устюгова, потрясающе
сыгравшего тень вначале "тварью дрожащею", затем "настоящим
деспотом". |