Актёры

Актрисы

Новое на сайте

Режиссёры

Спектакли

РАМТ

Forever

А зори здесь тихие...

Бескорыстный убийца

Вишнёвый сад

Дневник Анны Франк

Король-олень

Лоренцаччо

Повелитель мух

Правила поведения в современном обществе

Самоубийца

Таня

Тень

Чисто английское привидение

Шинель

Премьеры 2002-2003

Что надо увидеть

МХТ

Большой театр

Мастерская П. Фоменко

МТЮЗ

"Новый глобус"

РАМТ

САТИРИКОН

Современник

Спектакль "Апостол Павел"

Студия театрального искусства

Театр "Cheek by jowl"

Театр "Complicite"

Театр "Et Cetera"

Театр.doc

Театр "Апарте"

Театр имени Вахтангова

Театр имени Моссовета

Театр имени Пушкина

Театр "Мено Фортас"

Театр "Практика"

Театр на Покровке

Театр на Таганке

Театр на Юго-Западе

Театр Около дома Станиславского

Театр "У Никитских ворот"

Театр Табакова

Учебные театры

Фонд Станиславского

Фестиваль "NET"

Фестиваль "Новая драма"

Центр драматургии и режиссуры

Ссылки

Гостевая

РАМТ

Основная сцена

Тень

Автор

Юрий Ерёмин

по Евгению Шварцу

Режиссёр

Юрий Ерёмин

Художник

Валерий Фомин

Продолжительность

3 часа с антрактом

В скобках имена больше не участвующих в спектакле актёров

Христиан-Теодор, учёный

Сергей Рябцев

Теодор-Христиан, его тень

Александр Устюгов

Пьетро, хозяин гостиницы

Александр Хотченков

Аннунциата, его дочь

Нелли Уварова

Луиза, принцесса

Оксана Санькова

Доктор

Алексей Весёлкин

Юлия Джули, певица

Ульяна Урванцева

Цезарь Борджиа, журналист

Алексей Мясников

Первый министр

Виктор Цымбал

Министр финансов

Алексей Блохин

Тайный советник

Владимир Василенко

Мажордом

Алексей Маслов

[Владимир Рулла]

 

Оценка: 9

Отзыв: В прессе спектакль встретили с редким единодушием и разнесли его в пух и прах, не оставив от него и мокрого места. Совершенно непонятно, почему. Катарсиса или огромной радости после него не испытываешь, однако спектакль очень сильный, сложный и заставляет задуматься о многих вещах.

Пьеса очень сильно сокращена, оттуда убраны все намёки на сказку, кроме живой воды, и, конечно, самой отделившейся тени, что придаёт спектаклю много нового смысла, которого, возможно, и не было у Шварца. Так, финальная сцена изменена очень сильно, и Учёный не собирается дальше бороться с Тенью, а она от него не убегает. Они просто мирно прощаются (в пьесе прощания нет вообще), и слова "Прощай, Тень!" в устах Учёного звучат как "Я прощаю тебя, тень! Живи своей жизнью!". И Христиан-Теодор действительно прощает Теодора-Христиана, и они расстаются мирно, хотя что с ними будет дальше, неизвестно.

В спектакле очень много подтекста. В начале, когда к Учёному приходят разные люди, у него есть тень за ширмой, а у остальных нет. Тень уже начинает отделяться от него, живёт своей жизнью, а от его гостей она неотделима. Однако после того, как он посылает Тень к Принцессе, и они окончательно отделяются друг от друга, ситуация меняется. Его тень на ширме исчезает, а у других людей тени появляются - значит, они тоже могут от них отделиться. Когда Тень уходит к принцессе, звучит грозная музыка и опускается чёрный занавес с надписью "Тень" - Тень опускается на жизнь учёного. Затем занавес поднимется при встрече Христана-Теодора с Тенью, после чего будет опускаться в самые тяжёлые моменты в жизни Учёного и подниматься во время триумфа Тени. В самый "тёмный" момент спектакля, перед казнью Христиана-Теодора занавес опускается полностью, до самой сцены, после чего поднимется окончательно. Когда у героя вырастает новая тень, ширма распадается на три части - всё равно та Тень была выпущена из своего тёмного мира, и тот мир уже не оставит Учёного в покое. А когда Учёный приказывает Тени знать своё место, она мечется туда и обратно, из своего тесного мира в настоящий и наоборот; со словами Учёного она возвращается на место, со своими словами и со словами придворных вырывается оттуда. Но с помощью чиновников Тень побеждает. Однако не насовсем.

Ещё одна интересная деталь - акцент. Когда Учёный только приезжает и ничего не понимает в этом городе, в жизни этих испорченных людей, он говорит с акцентом, что показывает и его непонимание окружающих, и его инаковость. Затем, после того как Тень от него уходит, при их первой встрече вначале он говорит с акцентом, потом начинает говорить нормально, а акцент передаётся Тени - они уже говорят на разных языках. Как мне кажется, при той встрече Теодор-Христиан говорил с Христианом-Теодором искренно, и только увидев принцессу, он решил его обмануть, и именно из-за любви к Принцессе Тень стала "очень нехорошей", а потом так завралась, что не могла всё вернуть на свои места, а после записки Учёного уже и почти не хотела. А после их встречи акцент исчезает и у Учёного, и у его Тени - они прижились в этом королевстве, стали ничем не отличаться от его граждан, начали интриговать. Интересно, что и Тень, и Учёного все - Борджиа, Юлия, Доктор, Министры - учат "правильной" жизни, но Тень до этого своей жизнью не жила, и когда она дрожащая приходит к чиновникам и наблюдает за ними, она схватывает их повадки на лету и считает, что жить можно только так. Учёный же сначала не поддаётся, но затем тоже следует примеру всех жителей королевства (кроме Аннунциаты). Ведь раньше, наверно, он оставил бы Тень в покое, а сам бы ушёл, чтобы остальные были счастливы. Примерно это он и делает в конце.

Также в спектакле очень интересна чиновничья тема, опять-таки в немалой степени из-за изменений в тексте. В пьесе Пьетро и Борджиа - людоеды, но в спектакле этого нет, отчего их разговор, в котором они решают съесть Учёного, принимает совершенно другой, переносный смысл, слово "съесть" попадает в кавычки. В пьесе при первом появлении на сцене Первого министра и Министра финансов они играют в шахматы, в спектакле - в теннис. В книге политическая игра состоит в манипуляции людьми, в спектакле - в ответе ударом на удар. Кстати, чиновники появляются на сцене позже, чем их Тени, что тоже наводит на определённые мысли…

В спектакле замечательная актёрская игра, но особенно хочется отметить дебютанта Александра Устюгова, потрясающе сыгравшего тень вначале "тварью дрожащею", затем "настоящим деспотом".