|
Театр "Парафраз", Глазов Околесица Антология народной мудрости без антракта
Оценка: 9,5 Отзыв: Это
прелесть, это шедевр, спектакль гениален! Ещё до начала на сцене сидит
своеобразный "ведущий спектакля". В начале он - как бы доктор. Но
одет он в валенки, а под медицинским халатом
у него разноцветный галстук и такая же экзотическая кофта, в руках у него
записи прямой речи сограждан, "история болезни". Он произносит
вступительную речь, говорит, что спектакль хотели полностью переделать для
искушённой московской публики, но потом решили этого не делать, затем говорит
обычный вступительный текст. Сообщает, что это "не совсем
спектакль" - в зале раздаётся смех, он комментирует: в Глазове это
обычно никого не смешит. До определённого времени спектакль ещё подчиняется хоть
каким-то законам, в некоторой степени имеет сюжет - но потом начинается
полнейшая белиберда, абсурд - одним словом, околесица; спектакль граничит с
клоунадой, но остаётся одной из высших степеней Театра. В "Околесице" нет того,
чего можно было бы от неё ожидать - "ноющей боли за русского
человека", "ужасов российской глубинки". Есть только
искромётность, радость, восхищение, любовь, счастье и свет. Герои разыгрывают
свадьбу (с привлечением зрителей в качестве свидетелей и водителя),
рассуждают о хорошей жене (Что такое хорошая жена? Нет таких! Что такое жена?
Жена - профессия человека. С женой можно жить, любовницу надо любить,
любовницу надо держать), религии (Если Бог нас так любит, зачем же он
отправляет в ад за всякие дурацкие грехи? Много лет назад на земле был
миллион человек, сейчас шесть миллиардов - где же они были раньше?!), о литературе (о Маргарите -
девушка жила с мужем, инженером, или начальником - кем он там у неё был?
Потом влюбилась в паренька, паренька-трахарька, а он слинял), о любви (любовь
- это когда тебя всего прёт, когда у тебя всё Я давно не получал такого
удовольствия, такого положительного заряда от театра. После почти каждой
реплики (!) зал разражался аплодисментами. Это безусловно лучший спектакль
Новой драмы и один из лучших, что я видел вообще. Его посыл - жизнь
прекрасна, жизнь как чудо, всё будет хорошо. И очень редко можно получить
этот посыл в таком исполнении и в таком объёме. И это всё при том, что на
сцене всего 4 актёра. О спектакле:
Эту пьесу сочинили наши горожане, и даже, возможно, кто-то из
тех, кто сейчас сидит в зале. Да-да! Именно эта передовая часть человечества
(так мы говорим в Глазове-:)… Этот авангард мировой культуры, глазовчане,
стали участниками грандиозного проекта. Дети в детских садах и школах,
взрослые на улицах и на кухнях, пионеры и пенсионеры делились с нами своими
взглядами на жизнь, на человечество, делились своей мудростью. И в результате
из этих перлов изящной словесности "слепился" удивительно
гармоничный и мудрый в своей простоте спектакль "О к о л е с и ц
а". За двадцать лет существования "Парафраза", у театра
выработались свои излюбленные приёмы, связанные с манерой актёрского
существования. Чтобы эти приёмы не превратились в штампы, коллектив театра
постоянно пробует свои силы в новых театральных формах, и, наряду со
спектаклями условно традиционными, ежегодно в "парафразе" ставятся
спектакли условно экспериментальные. Одним из таких экспериментов и стал
спектакль "ОКОЛЕСИЦА". Изначально не было ни чётко сформулированной
темы будущего спектакля, ни какого бы то ни было опыта работы в технологии VERBATIM. Было понятно, что нужны темы, на
которые можно будет "разговорить" собеседников и, по возможности,
незаметно записать эти "откровения" на диктофон. И были определены самые
разнообразные темы, которые в повседневной жизни являются темой "бесед
ни о чём". Политика, религия, любовь, пьянство, болезни, огород и т. д.
Актёры впервые участвовали в подобной авантюре, но, взяв диктофоны, отважно
бросились на улицы собирать материал для будущего спектакля. Затем собранный
материал прослушивали на репетициях, и пытались сочинить некие ситуации, в
которых собранный текст мог бы зазвучать как-то по-новому, неожиданно,
"театрально". При этом пытались сохранить живой интонационный рисунок.
Постепенно набралось более двадцати часов интервью, и сама собой определилась
тема спектакля. Так сложилось, что, о чём бы не шла речь, диалог рано или
поздно сводился к одной довольно печальной идее: каждый человек о чём-то
мечтает, чего-то ищет, а, получив желаемое, понимает, что это совсем не то, о
чём он мечтал. Взяв за основу эту мысль, режиссёр спектакля Дамир Салимзянов
написал пьесу по материалам собранных интервью. Перебрав огромное количество
возможных названий, было решено назвать спектакль словом, в котором есть и
ощущение простецкой болтовни, и провинциальность, и народность -
"Околесица". Работа в
технологии VERBATIM, с которой
раньше не сталкивались ни режиссёр, ни актёры, стала для театра ярким
событием, но в городе массовым зрителем спектакль принят не был. Конечно,
есть своя небольшая аудитория и у "Околесицы". Есть те, кто
приходил на этот спектакль по несколько раз. Есть "фанаты"
спектакля. Но, по большому счёту, выпуск "Околесицы" явился,
скорее, внутритеатральным событием, чем общегородским. Несмотря на
это, для нас спектакль очень дорог, и мы с радостью и трепетом представляем
его зрителям фестиваля "Новая драма". |