Актёры

Актрисы

Новое на сайте

Режиссёры

Спектакли

Ссылки

Гостевая

Форум

 

 

>>Современник

*   Вся жизнь впереди

*   Голая пионерка

*   Гроза

*   МАМАПАПАСЫНСОБАКА

*   Подлинная история М. Готье

*   Сладкоголосая птица юности

*   Три товарища

*   Три сестры

*   Шинель

Премьеры 2002-2003

Премьеры 2003-2004

Премьеры 2004-2005

Что надо увидеть

МХТ

Большой театр

Мастерская П. Фоменко

МТЮЗ

"Новый глобус"

РАМТ

САТИРИКОН

Спектакль "Апостол Павел"

Театр "Cheek by jowl"

Театр.doc

Театр "Апарте"

Театр имени Вахтангова

Театр имени Моссовета

Театр имени Пушкина

Театр "Мено Фортас"

Театр на Покровке

Театр на Таганке

Театр на Юго-западе

Театр "У Никитских ворот"

Театр Табакова

Учебные театры

Фонд Станиславского

Центр драматургии и режиссуры

Гроза

Автор

А. Н. Островский

Режиссёр

Нина Чусова

Художник

Александр Бродский

Художник по костюмам

Павел Каплевич

Художник по свету

Сергей Мартынов

Музыка

Группа "Пан-квартет"

Помощник режиссёра

Ольга Султанова

Продолжительность

3 часа с 1 антрактом

 

Кабаниха

Елена Яковлева

Катерина

Чулпан Хаматова

Тихон

Максим Разуваев

Дикой

Владислав Ветров

Борис

Юрий Колокольников

Варвара

Ульяна Лаптева

Кудряш

Дмитрий Жамойда

Кулигин

Александр Олешко

Дуняшки

Полина Рашкина,

Яна Романченко,

Дарья Фролова

 

Оценка: 6

Отзыв: Все спектакли Чусовой - "хулиганские". Однако здесь она превзошла саму себя. В "Грозе" Островский буквально перевёрнут с ног на голову. Кабаниха - весёлая, добрая, почти беззаботная, красивая, цветущая женщина. Катерина - вредная, капризная, непонятно чем недовольная, глупая, нахальная и самовлюблённая девица. Тихон - избалованный ребёнок с такими же качествами, не знающий ничего, кроме дома и боящийся и не желающий его покидать (перед отъездом он кормит голубей и очень не хочет с ними расставаться). Остальные мужские персонажи ничем не отличаются от Тихона. Кулигин в замечательном исполнении Александра Олешко - глупый и спившийся, выглядит настоящим шутом; понятно, почему никто его не воспринимает всерьёз. Варвара сначала выглядит похожей на Катерину "по Островскому", но затем приближается к Катерине "по Чусовой". И всё было бы замечательно, если бы герои оставались такими же до конца спектакля. Но после измены Катерины и возвращения Тихона они вдруг становятся "каноническими". Кабаниха, услышав об измене, о которой в первом действии говорила с такой лёгкостью, на некоторое время превращается в настоящую языческую ведьму, после чего становятся брюзжащей и злой. А зачем в этом спектакле Катерина призналась в измене - совершенно непонятно. С её характером и принципами, показанными в первом действии она, по идее, должна была продолжать жить как ни в чём не бывало и тихонько бегать "на сторону". Однако её истинное поведение с этим никак не вяжется. По-моему, у Чусовой не хватило смелости обстебать всю пьесу целиком, но и новый смысл ей придать у неё не получилось, именно из-за этого разрыва и несоответствия в поведении героев в начале спектакля и в конце. Кроме того, в этом спектакле почти отсутствуют обычные для спектаклей Чусовой динамичность, жёсткость и агрессивность.

А актёры все очень понравились. Хаматова в спектаклях Чусовой - совершенно не такая, как в спектаклях других режиссёров; возможно, Чусова её в своих спектаклях "уродует", но с этой задачей, поставленной режиссёром, Актриса справляется блестяще. Яковлева тоже замечательна, произвёл впечатление и Максим Разуваев в роли Тихона, очень понравился Александр Олешко.

Нина Чусова о спектакле (по журналу "Ваш досуг"): Однажды, когда я ставила "Шинель" в Греции, меня вдруг охватила ностальгия. Я проснулась ночью от раскатов грома. За окнами бушевала гроза. И это природное явление натолкнуло меня на мысль поставить именно "Грозу". Хотя раньше полагала, что Островский и я - вещи несовместные. Вернувшись в Москву, встретилась с Галиной Борисовной Волчек, которая ещё до моей поездки предложила мне подумать, какую вещь я хотела бы поставить в "Современнике". Я назвала несколько пьес, Галина Борисовна выбрала "Грозу". <…> В пьесе Островского люди просто стоят и разговаривают, а основные события - где-то, но не здесь и не сейчас. Мы же эти события выносим на сцену, всё происходит у нас на глазах, получается такой визуальный театр. У нас "Гроза" энергичная, актёрский состав молодой. И ещё: в "Грозу", как в матрёшку, вставлен ещё один спектакль - "Снегурочка", который органично вплетается в ткань повествования. Что касается идеи, то наша работа о том, что каждый несёт ответственность за свои поступки. Гроза в спектакле - пролонгированное событие, длится столько же, сколько идёт спектакль. "Грозу" как катарсис переживает каждый, не только Кабаниха. <…> То, что Кабанихе 90 лет, - стереотип. Это молодая женщина, вдова. Для меня Кабаниха - положительный персонаж. Она пытается жить по правилам, содержать свой дом в порядке. Ей кажется, что она правильно поступает. Любит своего сына. Но легко любить хорошего. В конце пьесы Тихон говорит: "Вот возьму и сопьюсь, и пусть она со мной, как с дураком, нянчится". Мне кажется, великая материнская любовь - полюбить вот этого дурака. Да, Кабаниха ошибается. Но кто застрахован от ошибок? А вот Катерина (её будет играть Чулпан Хаматова) - это та ещё девочка: что хочу, то и ворочу. Когда мы начали репетировать "Грозу", Чулпан на второй день сказала: "Мне не нравится моя героиня. Я не буду делать Катерину, как все". Я сразу поняла, это и есть то, что надо: человек заражён бунтом, анархией. <…> Зрители увидят на сцене дом Кабанихи: что-то среднее между приютом, тюрьмой и крепостью. Это будет не картонно-разборная декорация, а целый павильон, нашпигованный спецэффектами. Над сценографией работал архитектор Александр Бродский. <…> Перед началом спектакля в фойе будет идти фильм "Гроза" 1937 года. Очищение - вот о чём наша "Гроза". Раньше я очень боялась высоких слов, старалась принизить ситуацию, быть "ближе к народу", а на самом деле это неправильно. Задача искусства - тащить за собой туда, наверх. Не нужно бояться слов "очищение", любовь, совесть. Мне не хочется, чтобы звучал мат со сцены, этого много в жизни. В театре хочется чистоты. Хочется, чтобы был какой-то положительный заряд. Нужно какие-то витамины счастья раздавать зрителю.