|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Гроза
Оценка: 6 Отзыв: Все спектакли Чусовой - "хулиганские".
Однако здесь она превзошла саму себя. В "Грозе" Островский
буквально перевёрнут с ног на голову. Кабаниха - весёлая, добрая, почти
беззаботная, красивая, цветущая женщина. Катерина - вредная, капризная,
непонятно чем недовольная, глупая, нахальная и самовлюблённая девица. Тихон -
избалованный ребёнок с такими же качествами, не знающий ничего, кроме дома и
боящийся и не желающий его покидать (перед отъездом он кормит голубей и очень
не хочет с ними расставаться). Остальные мужские персонажи ничем не
отличаются от Тихона. Кулигин в замечательном исполнении Александра Олешко - глупый
и спившийся, выглядит настоящим шутом; понятно, почему никто его не
воспринимает всерьёз. Варвара сначала выглядит похожей на Катерину "по
Островскому", но затем приближается к Катерине "по Чусовой". И
всё было бы замечательно, если бы герои оставались такими же до конца
спектакля. Но после измены Катерины и возвращения Тихона они вдруг становятся
"каноническими". Кабаниха, услышав об измене, о которой в первом
действии говорила с такой лёгкостью, на некоторое время превращается в
настоящую языческую ведьму, после чего становятся брюзжащей и злой. А зачем в
этом спектакле Катерина призналась в измене - совершенно непонятно. С её
характером и принципами, показанными в первом действии она, по идее, должна
была продолжать жить как ни в чём не бывало и тихонько бегать "на
сторону". Однако её истинное поведение с этим никак не вяжется.
По-моему, у Чусовой не хватило смелости обстебать всю пьесу целиком, но и
новый смысл ей придать у неё не получилось, именно из-за этого разрыва и
несоответствия в поведении героев в начале спектакля и в конце. Кроме того, в
этом спектакле почти отсутствуют обычные для спектаклей Чусовой динамичность,
жёсткость и агрессивность. А актёры все очень понравились. Хаматова в спектаклях
Чусовой - совершенно не такая, как в спектаклях других режиссёров; возможно,
Чусова её в своих спектаклях "уродует", но с этой задачей,
поставленной режиссёром, Актриса справляется блестяще. Яковлева тоже
замечательна, произвёл впечатление и Максим Разуваев в роли Тихона, очень
понравился Александр Олешко. Нина Чусова о спектакле (по журналу "Ваш досуг"):
Однажды, когда я ставила "Шинель" в Греции, меня
вдруг охватила ностальгия. Я проснулась ночью от раскатов грома. За окнами
бушевала гроза. И это природное явление натолкнуло меня на мысль поставить именно
"Грозу". Хотя раньше полагала, что Островский и я - вещи
несовместные. Вернувшись в Москву, встретилась с Галиной Борисовной Волчек,
которая ещё до моей поездки предложила мне подумать, какую вещь я хотела бы
поставить в "Современнике". Я назвала несколько пьес, Галина
Борисовна выбрала "Грозу". <…> В пьесе Островского люди
просто стоят и разговаривают, а основные события - где-то, но не здесь и не
сейчас. Мы же эти события выносим на сцену, всё происходит у нас на глазах,
получается такой визуальный театр. У нас "Гроза" энергичная,
актёрский состав молодой. И ещё: в "Грозу", как в матрёшку,
вставлен ещё один спектакль - "Снегурочка", который органично
вплетается в ткань повествования. Что касается идеи, то наша работа о том,
что каждый несёт ответственность за свои поступки. Гроза в спектакле -
пролонгированное событие, длится столько же, сколько идёт спектакль.
"Грозу" как катарсис переживает каждый, не только Кабаниха.
<…> То, что Кабанихе 90 лет, - стереотип. Это молодая женщина, вдова.
Для меня Кабаниха - положительный персонаж. Она пытается жить по правилам,
содержать свой дом в порядке. Ей кажется, что она правильно поступает. Любит
своего сына. Но легко любить хорошего. В конце пьесы Тихон говорит: "Вот
возьму и сопьюсь, и пусть она со мной, как с дураком, нянчится". Мне
кажется, великая материнская любовь - полюбить вот этого дурака. Да, Кабаниха
ошибается. Но кто застрахован от ошибок? А вот Катерина (её будет играть
Чулпан Хаматова) - это та ещё девочка: что хочу, то и ворочу. Когда мы начали
репетировать "Грозу", Чулпан на второй день сказала: "Мне не
нравится моя героиня. Я не буду делать Катерину, как все". Я сразу
поняла, это и есть то, что надо: человек заражён бунтом, анархией. <…>
Зрители увидят на сцене дом Кабанихи: что-то среднее между приютом, тюрьмой и
крепостью. Это будет не картонно-разборная декорация, а целый павильон,
нашпигованный спецэффектами. Над сценографией работал архитектор Александр
Бродский. <…> Перед началом спектакля в фойе будет идти фильм
"Гроза" 1937 года. Очищение - вот о чём наша "Гроза".
Раньше я очень боялась высоких слов, старалась принизить ситуацию, быть
"ближе к народу", а на самом деле это неправильно. Задача искусства
- тащить за собой туда, наверх. Не нужно бояться слов "очищение",
любовь, совесть. Мне не хочется, чтобы звучал мат со сцены, этого много в
жизни. В театре хочется чистоты. Хочется, чтобы был какой-то положительный
заряд. Нужно какие-то витамины счастья раздавать зрителю. |