|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Шинель
Оценка: 9,5 Отзыв: Акакий Акакиевич - существо неоформленное,
скрюченное, маленькое, жалкое и в то же время светлое, доброе. Он похож то на
трагического клоуна, то на ангела, то на персонажей Толкиена - эльфа, хоббита,
Голлума. Когда он спрашивает "Зачем, зачем Вы меня обижаете?" (этот
вопрос в спектакле обращён не к чиновникам, не к людям, а к небесам, к Богу)
в его интонации нет раздражения, нет обиды, нет горечи, есть только
жалобность и изумление - за что, почему, он ведь совершенно ничего плохого не
делает, а его принижают, угнетают. Когда он думает о новой
"Шинели", он сладко мечтает о том, как "вырастет", станет
наконец "таким, как другие". Когда у него отбирают "Шинель",
он потрясённо и снова жалобно кричит грабителям: "Я же Ваш брат!" -
но это ничего не меняет. Начинается спектакль с того, что из стоящей на сцене
огромной, "мощной" шинели медленно высовывается непропорционально
маленькая голова Акакия. Затем голова постепенно "съезжает" вниз по
шинели, и Акакий из неё выходит. Шинель для него непросто футляр, это его
дом, он заходит в него, вытирая ноги, там, внутри, согревается, включает
свет, сморкается, наблюдает в окна за падающим снегом и в шинели же спит -
такая шинель, такое убежище есть у каждого человека. Вне её он совершенно
теряет всякое подобие человека, передвигается и делает все движения суетливо,
снег падает ему на голову. Когда старая шинель "ломается", он
сначала надеется, что всё будет в порядке, как обычно, всё исправится, и известие
о том, что шинель не исправить потрясает его до глубины души, проявляется вся
его беспомощность. Старую шинель он бросает и она остаётся лежать на сцене,
как гроб. Когда он впервые задумывается о шинели новой, сразу становится
ясно, что с ней у него будут совершенно другие отношения - она манит,
завлекает его как призрак, в отличие от прошлой, "футлярной", она
жива. Когда он приобретает шинель, они очень долго присматриваются друг к
другу, изучают друг друга, в какой-то момент она от него отворачивается, но
затем они соединяются, и она ему подчиняется - он её приручает, заставляет по
своим сигналам к нему подходить, его закутывать, поглощать. Это -
единственное на свете существо, которое его слушает. В этой шинели он
чувствует себя царём, Богом, находится в состоянии полёта. Когда он её
теряет, он пропадает совершенно, его голос окончательно становится жалобным
писком, голос начальников - громом. Ему ничего не остаётся, кроме того, как
умереть, и умирая, он ложится в гроб - свою старую шинель. Работа Неёловой в "Шинели" - настоящий подвиг. Вряд ли есть много Актрис, которые согласились бы сыграть такую роль и были бы способны полностью отказаться от своей актёрской и человеческой индивидуальности, полностью перевоплотиться в неопознанное, бесполое существо и жить его жизнью, его мыслями и заботами, так, как это делает она. О спектакле: |