Актёры

Актрисы

Новое на сайте

Режиссёры

Спектакли

Ссылки

Гостевая

Форум

 

 

>>Театр Вахтангова

*   Дон Жуан и Сганарель

*   Калигула

*   Лир

*   Чайка

*   ЧУЛИМСК прошлым летом

Премьеры 2002-2003

Премьеры 2003-2004

Премьеры 2004-2005

Что надо увидеть

МХТ

Большой театр

Мастерская П. Фоменко

МТЮЗ

"Новый глобус"

РАМТ

САТИРИКОН

Современник

Спектакль "Апостол Павел"

Театр "Cheek by jowl"

Театр.doc

Театр "Апарте"

Театр имени Моссовета

Театр имени Пушкина

Театр "Мено Фортас"

Театр на Покровке

Театр на Таганке

Театр на Юго-западе

Театр "У Никитских ворот"

Театр Табакова

Учебные театры

Фонд Станиславского

Центр драматургии и режиссуры

Калигула

Автор

Альбер Камю

Режиссёр

Павел Сафонов

Художник

Станислав Морозов

Художник по костюмам

Мария Данилова

Художник по свету

Владимир Амелин

Хореограф

Альберт Альберт

Помощник режиссёра

Ирина Горошкова

Муз. оформление

Владимир Маевский

Продолжительность

3 часа с 1 антрактом

 

Калигула

Владимир Епифанцев

Цезония

Елена Сотникова

Геликон

Спартак Сумченко

Сципион

Павел Сафонов,

Юрий Чурсин

Херея

Олег Лопухов

Сенект

Александр Граве,
Евгений Карельских

Мерейя

Анатолий Меньщиков

Управитель

Александр Прудников

Муций

Максим Браматкин

Лепид

Евгений Косырев

Октавий

Сергей Епишев,

Алексей Завьялов

Друзилла

Мария Шастина

Жена Муция

Ольга Ломоносова

(Театр Станиславского)

 

Оценка: 10

Отзыв: Предыдущие спектакли Сафонова начинались очень ярко, резко и бурно. "Калигула" - исключение. Гаснет свет, и полминуты зрители сидят в полной темноте. Затем на сцене становится светло, но ещё некоторое время ничего не происходит, после чего тихо появляется Друзилла, плавно проходит по сцене и ложится на гроб. После этого раздаются крики "Калигула! Калигула!", и уже мёртвая Друзилла испуганно встаёт и убегает. А следующая сцена - очень "сафоновская", она, думаю, возможна на сегодняшний день лишь в его спектакле, хотя ясно, что к ней приложил руку и Альберт Альберт: патриции радостно и восторженно провозглашают царствование Калигулы, уверенные в том, что в действительности править будут они, и совершенно ещё не представляя, что их ждёт.

Калигулу Епифанцева я себе представлял безмерно жестоким и агрессивным. Однако в большинстве сцен он выглядит гораздо спокойнее его Треплева. После смерти сестры обновленный Калигула появляется, рождается из её гроба, заполненного водой; он выглядит как зверь, как какое-то странное земноводное существо - его сходство со зверем затем подчёркивается в ещё нескольких сценах, а своё перерождение он затем показывает всем в своём танце - одном из сильнейших, сложнейших, самых красивых и "энергетических" моментов спектакля. Он сбрасывает с себя свою старую оболочку, и постепенно "обрастает" новой - продолжаться это перевоплощение будет на протяжении всего спектакля.

Кто-то из зрителей говорил, что слова Хереи "Безумные императоры у нас были, Калигула не безумен" в этом спектакле звучат неправдоподобно. Я с таким мнением категорически не согласен. По-моему, здесь, напротив, делается особенный акцент на разуме Калигулы, обоснованности и взвешенности его воззрения и его действий; и вместе с тем на сильнейший кризис, в котором он находится, двойственность, безнадёжность и безвыходность его положения. Жизнь для него теряет всякую ценность, всякий смысл; он полностью осознаёт её тщетность, и единственное, что может его заинтересовать - превращение невозможного в возможное, определение предела, до которого люди будут терпеть его зверства. Он ценит в людях волю, целеустремленность, честь - качества, которые безусловно развиты у него; к людям с этими качествами он гораздо более благосклонен. Казнь для него вовсе не является злом, наказанием; смерть он считает скорее избавлением, и сам её нисколько не боится, даже желает. Осознав бессмысленность и тщетность мира и смирившись с ними, он хочет дать это знание всем и вместе со всеми что-то изменить, сделать невозможное возможным (все его "злодеяния" тоже являются переходом через черту возможного, дозволенного), однако в результате ему удалось это донести лишь до Сципиона, сумевшего его понять, но  пожелавшего идти дальше, перейти через следующую черту и найти какую-то другую, новую и светлую истину. Сципион и Цезония оказываются единственными людьми, искренними по отношению к нему, но и с ними он не может найти по-настоящему общего языка, и теряет их, оставаясь поглощённым собой и всё же стремясь дойти до конца в своей философии.

В спектакле очень чувствуется работа Альберта Альберта - пластика и танцы красивые, на высочайшем уровне. Нельзя не отметить и замечательную музыку.

Из Актёров кроме Епифанцева хочется выделить Сотникову, Чурсина, Граве, Епишева и Прудникова. Роли Шастиной и Ломоносовой бессловесны, но сыграны ими очень интересно, ярко и сильно; они очень выразительно играют движениями, телом, лицом, мимикой.

На премьере были Суханов и Житинкин с Ефимовым.

О спектакле (из журнала "Ваш досуг"): Монструозный актёр Владимир Епифанцев в роли садиста Калигулы - главная интрига премьеры вахтанговского театра по пьесе Альбера Камю. "Калигула" - это второй спектакль молодого режиссёра Павла Сафонова в Театре им. Вахтангова. Сначала была "Чайка", в которой Треплева играл тот же Владимир Епифанцев - первый бунтарь современного театра, развратитель нравов, всегда умно сочетавший садистские наклонности и пародию на садизм.

"Трагедия одиночества" - так обозначает Сафонов тему: "Имея такого Калигулу, как Володя, казалось бы очевидным построить спектакль на агрессивности актёра Епифанцева, свести всё к человеконенавистничеству. Но насилие Калигулы - для него только средство для достижения счастья мучаемых им людей. Трагедия его в том, что он достиг счастья прозрения один. Он скорее мученик, чем мучитель".

Традиционный психологический театр соединится в спектакле с современной психоделической музыкой и пластическим решением известного хореографа Альберта Альберта. В танец превратятся все злодейства Калигулы, знакомые публике по фильму Тинто Брасса. Пляской извивающихся змей обратится заговор патрициев против императора, да и само убийство Калигулы будет битвой античных титанов. Калигула Епифанцева даёт зрителю ассоциации от Хлестакова до Воланда. Актёр заявляет в интервью: "Калигулу не может играть тот, кто им не является. Это национальность. Калигула - это я. Каждый великий человек должен осознать себя Богом. Пускай назовём его Иисусом Христом. Он яркий пример творческой шизофрении, в которой простой человек осознаёт себя Богом. Эта шизофрения распространяется на века".