|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Калигула
Оценка: 10 Отзыв: Предыдущие спектакли Сафонова начинались очень ярко,
резко и бурно. "Калигула" - исключение. Гаснет свет, и полминуты
зрители сидят в полной темноте. Затем на сцене становится светло, но ещё
некоторое время ничего не происходит, после чего тихо появляется Друзилла,
плавно проходит по сцене и ложится на гроб. После этого раздаются крики
"Калигула! Калигула!", и уже мёртвая Друзилла испуганно встаёт и
убегает. А следующая сцена - очень "сафоновская", она, думаю,
возможна на сегодняшний день лишь в его спектакле, хотя ясно, что к ней
приложил руку и Альберт Альберт: патриции радостно и восторженно
провозглашают царствование Калигулы, уверенные в том, что в действительности
править будут они, и совершенно ещё не представляя, что их ждёт. Калигулу Епифанцева я себе представлял безмерно жестоким и
агрессивным. Однако в большинстве сцен он выглядит гораздо спокойнее его
Треплева. После смерти сестры обновленный Калигула появляется, рождается из
её гроба, заполненного водой; он выглядит как зверь, как какое-то странное
земноводное существо - его сходство со зверем затем подчёркивается в ещё
нескольких сценах, а своё перерождение он затем показывает всем в своём танце
- одном из сильнейших, сложнейших, самых красивых и
"энергетических" моментов спектакля. Он сбрасывает с себя свою
старую оболочку, и постепенно "обрастает" новой - продолжаться это
перевоплощение будет на протяжении всего спектакля. Кто-то из зрителей говорил, что слова Хереи "Безумные
императоры у нас были, Калигула не безумен" в этом спектакле звучат
неправдоподобно. Я с таким мнением категорически не согласен. По-моему,
здесь, напротив, делается особенный акцент на разуме Калигулы, обоснованности
и взвешенности его воззрения и его действий; и вместе с тем на сильнейший
кризис, в котором он находится, двойственность, безнадёжность и безвыходность
его положения.
Жизнь
для него теряет всякую ценность, всякий смысл; он полностью осознаёт её
тщетность, и единственное, что может его заинтересовать - превращение
невозможного в возможное, определение предела, до которого люди будут терпеть
его зверства. Он ценит в людях волю, целеустремленность, честь - качества,
которые безусловно развиты у него; к людям с этими качествами он гораздо
более благосклонен. Казнь для него вовсе не является злом, наказанием; смерть
он считает скорее избавлением, и сам её нисколько не боится, даже желает.
Осознав бессмысленность и тщетность мира и смирившись с ними, он хочет дать
это знание всем и вместе со всеми что-то изменить, сделать невозможное
возможным (все его "злодеяния" тоже являются переходом через черту
возможного, дозволенного), однако в результате ему удалось это донести лишь
до Сципиона, сумевшего его понять, но
пожелавшего идти дальше, перейти через следующую черту и найти
какую-то другую, новую и светлую истину. Сципион и Цезония оказываются
единственными людьми, искренними по отношению к нему, но и с ними он не может
найти по-настоящему общего языка, и теряет их, оставаясь поглощённым собой и
всё же стремясь дойти до конца в своей философии. В спектакле очень чувствуется работа Альберта Альберта - пластика и танцы красивые, на высочайшем уровне. Нельзя не отметить и замечательную музыку. Из Актёров кроме Епифанцева хочется выделить Сотникову,
Чурсина, Граве, Епишева и Прудникова. Роли Шастиной и Ломоносовой
бессловесны, но сыграны ими очень интересно, ярко и сильно; они очень
выразительно играют движениями, телом, лицом, мимикой. На премьере были Суханов и Житинкин с Ефимовым. О спектакле (из журнала "Ваш досуг"): Монструозный
актёр Владимир Епифанцев в роли садиста Калигулы - главная интрига премьеры
вахтанговского театра по пьесе Альбера Камю. "Калигула" - это
второй спектакль молодого режиссёра Павла Сафонова в Театре им. Вахтангова.
Сначала была "Чайка", в которой Треплева играл тот же Владимир
Епифанцев - первый бунтарь современного театра, развратитель нравов, всегда
умно сочетавший садистские наклонности и пародию на садизм. "Трагедия одиночества" - так обозначает Сафонов
тему: "Имея такого Калигулу, как Володя, казалось бы очевидным построить
спектакль на агрессивности актёра Епифанцева, свести всё к
человеконенавистничеству. Но насилие Калигулы - для него только средство для
достижения счастья мучаемых им людей. Трагедия его в том, что он достиг
счастья прозрения один. Он скорее мученик, чем мучитель". Традиционный психологический театр соединится в спектакле с
современной психоделической музыкой и пластическим решением известного
хореографа Альберта Альберта. В танец превратятся все злодейства Калигулы,
знакомые публике по фильму Тинто Брасса. Пляской извивающихся змей обратится
заговор патрициев против императора, да и само убийство Калигулы будет битвой
античных титанов. Калигула Епифанцева даёт зрителю ассоциации от Хлестакова
до Воланда. Актёр заявляет в интервью: "Калигулу не может играть тот,
кто им не является. Это национальность. Калигула - это я. Каждый великий
человек должен осознать себя Богом. Пускай назовём его Иисусом Христом. Он
яркий пример творческой шизофрении, в которой простой человек осознаёт себя
Богом. Эта шизофрения распространяется на века". |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||