Роман Козак
|
|
Окончил курс Ефремова в
Школе-студии МХАТ в 1983 году и с 1983 года
с перерывами работал во МХАТе имени Чехова. Сыграл Моцарта
в "Амадее" Марка Розовского, Шервинского в "Днях
Турбиных" Николая Шейко, Треплева в "Чайке" Олега
Ефремова, Леонида Андреева в "Друзьях". Параллельно работал
в театре-студии "Человек": как актер играл АА в "Эмигрантах",
как режиссёр - поставил два культовые спектакли того времени "Чинзано" Петрушевской
(1987), где сам сыграл вместе с Сергеем Земцовым и Игорем Золотовицким
(спектакль до сих пор играется несколько раз в год) и "Елизавета
Бам на елке у Ивановых" по пьесам Хармса Введенского
(1989). В 1990 году основал театр "Пятая студия МХАТ",
где поставил "Маскарад". 2 года, в 1991 и 1992 годах, был
главным режиссером театра Станиславского, где поставил "Дон Кихота"
Булгакова по Сервантесу. Работал и в Рижском театре
русской драмы: поставил спектакли "Самое главное" Евреинова
(1995), "Пляска смерти" Стриндберга (1996) и "Отелло".
Много ставил во МХАТе - спектакли "Любовь в Крыму",
"Маленькие трагедии", "Женитьба", "Лесная песня" по Лесе
Украинке, "Самое главное"
и многие другие спектакли, из которых на сегодняшний день в
репертуаре лишь "Женитьба".
Также поставил "Смуглую леди сонетов" Бернарда Шоу в
театре Калягина, антрепризные спектакли "Банан" по пьесе
Мрожека "Вдовы" и "Золото" Бар-Йосефа. Работал
и в Европе: "День рождения Смирновой" в Старом театре
города Краков (Польша), "Чинзано" в театре "Трон"
( Глазго), "Мера за меру" в "Театре
в Нижней Саксонии". В 2001 году стал худруком Театра
Пушкина, и, по мнению многих, снял с этого театра знаменитое проклятие Алисы
Коонен, поставив спектакли "Ромео и Джульетта", "Чёрный принц, или Праздник любви"
по Айрис Мержок, "Академия смеха" по К. Митани, "Наваждение"
по Александру Галину, "Трое на качелях" по Луиджи
Лунари и "Поздравляю с будним днём!" по
Яану Тятте. В новом сезоне планирует поставить "Самоубийцу" в главной роли с Андреем
Паниным и "Записки Пиквикского
клуба", а также сыграть вместе с Константином Райкиным в драме на двоих "Косметика
врага" (совместный проект САТИРИКОНа и Театра Пушкина). С 1983 года преподаёт в школе-студии МХАТ и
уже несколько лет ведёт свой курс. Козак - безусловно,
один из интереснейших режиссёров на сегодняшни йдень. Ему доступен любой
драматургический материал, он может работать в любой стилистике, но каждый
его спектакль ярок, тонок и красив, поставлен очень чётко, правда, не всегда
ясно, но это тот случай, когда понятно, что режиссёру ясно всё, а остальное -
проблемы зрителей. При этом в каждом его спектакле, будь то психологический "Чёрный
принц", мистериально-сказочная "Лесная песня" или
абсурдистский "Трое на качелях" есть явные элементы
психологического театра, а именно четвёртая стена, полное перевоплощение
актёров и т.д. Кроме того, в его спектаклях есть свойство, присущее в
основном спектаклям молодых режиссёров - чувствуется, с каким огромным
интересом и наслаждением в них играют актёры, с каким интересом и
наслаждением работал с ними режиссёр и они друг с другом. Однако в последнее
время он чересчур увлёкся спектаклями, поставленных на публику, единственно
для её развлечения и приятного времяпрепровождения, вершиной этого стал
спектакль "Поздравляю с будним днём!". Не могу сказать, чтобы такой
театр был совсем плох, он имеет право на существование и даже должен
существовать, но Настоящим, Высоким Искусством он, в отличие от "Ромео и
Джульетты", "Чёрного принца" и "Лесной песни",
безусловно, не является. Однако я уверен, что для Козака это лишь
определённый этап в творчестве, очередной эксперимент, проба новой формы, и я
уверен, что в скором времени он снова будет делать спектакли, затрагивающие
зрителя до глубины души. Ссылки: |
|