Роман Козак

Окончил курс Ефремова в Школе-студии МХАТ в 1983 году и с 1983 года с перерывами работал во МХАТе имени Чехова. Сыграл Моцарта в "Амадее" Марка Розовского, Шервинского в "Днях Турбиных" Николая Шейко, Треплева в "Чайке" Олега Ефремова, Леонида Андреева в "Друзьях". Параллельно работал в театре-студии "Человек": как актер играл АА  в "Эмигрантах", как режиссёр - поставил два культовые  спектакли того времени "Чинзано" Петрушевской (1987), где сам сыграл вместе с Сергеем Земцовым и Игорем Золотовицким (спектакль до сих пор играется несколько раз в год) и "Елизавета Бам на елке у Ивановых" по пьесам Хармса Введенского (1989). В 1990 году основал театр "Пятая студия МХАТ", где поставил "Маскарад". 2 года, в 1991 и 1992 годах, был главным режиссером театра Станиславского, где поставил "Дон Кихота" Булгакова по Сервантесу. Работал и в Рижском театре русской драмы: поставил спектакли "Самое главное" Евреинова (1995), "Пляска смерти" Стриндберга (1996) и "Отелло". Много ставил во МХАТе - спектакли "Любовь в Крыму", "Маленькие трагедии", "Женитьба", "Лесная песня" по Лесе Украинке,  "Самое главное" и многие другие спектакли, из которых на сегодняшний день в репертуаре лишь  "Женитьба". Также поставил "Смуглую леди сонетов" Бернарда Шоу в театре Калягина, антрепризные спектакли "Банан" по пьесе Мрожека "Вдовы" и "Золото" Бар-Йосефа. Работал и в Европе: "День рождения Смирновой" в Старом театре города Краков (Польша), "Чинзано" в театре "Трон" ( Глазго), "Мера за меру" в "Театре в Нижней Саксонии". В 2001 году стал худруком Театра Пушкина, и, по мнению многих, снял с этого театра знаменитое проклятие Алисы Коонен, поставив спектакли "Ромео и Джульетта", "Чёрный принц, или Праздник любви" по Айрис Мержок, "Академия смеха" по К. Митани, "Наваждение" по Александру Галину, "Трое на качелях" по Луиджи Лунари и "Поздравляю с будним днём!" по Яану Тятте. В новом сезоне планирует  поставить "Самоубийцу" в главной роли с Андреем Паниным и  "Записки Пиквикского клуба", а также сыграть вместе с Константином Райкиным в драме на двоих "Косметика врага" (совместный проект САТИРИКОНа и Театра Пушкина). С 1983 года преподаёт в школе-студии МХАТ и уже несколько лет ведёт свой курс.

Козак - безусловно, один из интереснейших режиссёров на сегодняшни йдень. Ему доступен любой драматургический материал, он может работать в любой стилистике, но каждый его спектакль ярок, тонок и красив, поставлен очень чётко, правда, не всегда ясно, но это тот случай, когда понятно, что режиссёру ясно всё, а остальное - проблемы зрителей. При этом в каждом его спектакле, будь то психологический "Чёрный принц", мистериально-сказочная "Лесная песня" или абсурдистский "Трое на качелях" есть явные элементы психологического театра, а именно четвёртая стена, полное перевоплощение актёров и т.д. Кроме того, в его спектаклях есть свойство, присущее в основном спектаклям молодых режиссёров - чувствуется, с каким огромным интересом и наслаждением в них играют актёры, с каким интересом и наслаждением работал с ними режиссёр и они друг с другом. Однако в последнее время он чересчур увлёкся спектаклями, поставленных на публику, единственно для её развлечения и приятного времяпрепровождения, вершиной этого стал спектакль "Поздравляю с будним днём!". Не могу сказать, чтобы такой театр был совсем плох, он имеет право на существование и даже должен существовать, но Настоящим, Высоким Искусством он, в отличие от "Ромео и Джульетты", "Чёрного принца" и "Лесной песни", безусловно, не является. Однако я уверен, что для Козака это лишь определённый этап в творчестве, очередной эксперимент, проба новой формы, и я уверен, что в скором времени он снова будет делать спектакли, затрагивающие зрителя до глубины души.

Ссылки:

Роман Козак на сайте МХАТа

Роман Козак на сайте Театра Пушкина

 

 

Сайт создан в системе uCoz