Театр Вахтангова:
Калигула | Лир | Отелло |
Сирано Де Бержерак | Чайка
Калигула
Оценка: 10
Отзыв: Предыдущие спектакли
Сафонова начинались очень ярко, резко и бурно. "Калигула" - исключение.
Гаснет свет, и полминуты зрители сидят в полной темноте. Затем на сцене
становится светло, но ещё некоторое время ничего не происходит, после чего тихо
появляется Друзилла, плавно проходит по сцене и ложится на гроб. Звучит тихая
музыка, а потом наконец происходит "Сафоновская" сцена. Патриции
счастливо провозглашают царствование Калигулы, которого потом будут ненавидеть.
Калигулу
Епифанцева я себе представлял безмерно жестоким и агрессивным. Однако в
большинстве сцен он выглядит гораздо спокойнее его Треплева. После смерти
сестры обновленный Калигула появляется, рождается из её гроба, как из
аквариума; он выглядит как зверь, как какое-то странное существо - его сходство
со зверем затем подчёркивается в ещё нескольких сценах. Сначала Калигула похож
на избалованного, капризного ребёнка, но в нём чувствуется и настоящее
упорство; чувствуется переворот в его
сознании, совершенно новое безнадёжное осознание жизни и смерти, в верности
которого он нисколько не сомневается. Затем капризность в нём развивается в
сильное высокомерие и самолюбование. Жизнь для него теряет всякую ценность,
всякий смысл; он полностью осознаёт её тщетность, и единственное, что может его
заинтересовать - превращение невозможного в возможное, определение предела, до
которого люди будут терпеть его зверства. Он ценит в людях волю,
целеустремление, честь - качества, которые безусловно развиты у него; к людям с
этими качествами он гораздо более благосклонен. Казнь для него вовсе не
является злом, наказанием; смерть он считает скорее избавлением, и сам её
нисколько не боится, даже желает. Ему нужно, чтобы близкие умерших осознали то,
что осознал он; поняли его. Этого он почти добивается от Сципиона.
В
конце спектакля он получает то, чего хотел - добирается до луны, после чего
заговор приходит в исполнение; и именно на луну он уползает от вроде убивших
его заговорщиков. Однако он не умирает, "он всё ещё жив", и
непонятно, что это для него - кара или награда. Вообще, в спектакле многое для
меня осталось непонятным, в частности, два его очень важных, без сомнения,
образа - "призраки" Друзиллы и жены Муция, выглядящие как античные
богини. Они постоянно сопутствуют Калигуле, окружают его, а под конец ему
прислуживают. Возможно, это просто его видения, подтверждающие, как ему
кажется, его правоту; возможно, это действительно знак одобрения и признания
его правоты…
В
спектакле очень чувствуется работа Альберта Альберта - пластика и танцы
красивые, на высочайшем уровне. Нельзя не отметить и замечательную музыку.
Из
Актёров кроме Епифанцева хочется выделить Cотникову, Чурсина, Граве,
Епишева и Прудникова. Роли Шастиной и Ломоносовой бессловесны, но сыграны ими
очень интересно, ярко и сильно; они очень выразительно играют движениями,
телом, лицом, мимикой.
На
премьере были Суханов и Житинкин с Ефимовым.
О спектакле (из журнала "Ваш
досуг"): Монструозный актёр
Владимир Епифанцев в роли садиста Калигулы - главная интрига премьеры
вахтанговского театра по пьесе Альбера Камю. "Калигула" - это второй
спектакль молодого режиссёра Павла Сафонова в Театре им. Вахтангова. Сначала
была "Чайка", в которой Треплева играл тот же Владимир Епифанцев -
первый бунтарь современного театра, развратитель нравов, всегда умно сочетавший
садистские наклонности и пародию на садизм.
"Трагедия
одиночества" - так обозначает Сафонов тему: "Имея такого Калигулу,
как Володя, казалось бы очевидным построить спектакль на агрессивности актёра
Епифанцева, свести всё к человеконенавистничеству. Но насилие Калигулы - для
него только средство для достижения счастья мучаемых им людей. Трагедия его в
том, что он достиг счастья прозрения один. Он скорее мученик, чем
мучитель".
Традиционный
психологический театр соединится в спектакле с современной психоделической
музыкой и пластическим решением известного хореографа Альберта Альберта. В
танец превратятся все злодейства Калигулы, знакомые публике по фильму Тинто
Брасса. Пляской извивающихся змей обратится заговор патрициев против
императора, да и само убийство Калигулы будет битвой античных титанов. Калигула
Епифанцева даёт зрителю ассоциации от Хлестакова до Воланда. Актёр заявляет в
интервью: "Калигулу не может играть тот, кто им не является. Это
национальность. Калигула - это я. Каждый великий человек должен осознать себя
Богом. Пускай назовём его Иисусом Христом. Он яркий пример творческой шизофрении,
в которой простой человек осознаёт себя Богом. Эта шизофрения распространяется
на века".
Действующие лица и
исполнители:
Калигула |
Владимир
Епифанцев |
Цезония |
Елена
Сотникова |
Геликон |
Спартак
Сумченко |
Сципион |
Юрий
Чурсин |
Херея |
Олег
Лопухов |
Сенект |
Александр
Граве, |
Мерейя |
Анатолий
Меньщиков |
Управитель |
Александр
Прудников |
Муций |
Максим
Браматкин |
Лепид |
Евгений
Косырев |
Октавий |
Сергей
Епишев, Алексей
Завьялов |
Друзилла |
Мария
Шастина |
Жена Муция |
Ольга
Ломоносова (актриса Театра Станиславского) |
Автор - Альбер Камю
Режиссёр
- Павел Сафонов
Хореограф
- Альберт Альберт
Художник
- Станислав Морозов
Художник
по костюмам - Мария Данилова
Автор
музыкального оформления - Вадим Маевский
Помощник
режиссёра - Ирина Горошкова
Продолжительность
спектакля - 3 часа 20 минут с одним антрактом