Театр Вахтангова: Калигула | Лир | Отелло | Сирано Де Бержерак | Чайка

Калигула

Оценка: 10

Отзыв: Предыдущие спектакли Сафонова начинались очень ярко, резко и бурно. "Калигула" - исключение. Гаснет свет, и полминуты зрители сидят в полной темноте. Затем на сцене становится светло, но ещё некоторое время ничего не происходит, после чего тихо появляется Друзилла, плавно проходит по сцене и ложится на гроб. Звучит тихая музыка, а потом наконец происходит "Сафоновская" сцена. Патриции счастливо провозглашают царствование Калигулы, которого потом будут ненавидеть.

Калигулу Епифанцева я себе представлял безмерно жестоким и агрессивным. Однако в большинстве сцен он выглядит гораздо спокойнее его Треплева. После смерти сестры обновленный Калигула появляется, рождается из её гроба, как из аквариума; он выглядит как зверь, как какое-то странное существо - его сходство со зверем затем подчёркивается в ещё нескольких сценах. Сначала Калигула похож на избалованного, капризного ребёнка, но в нём чувствуется и настоящее упорство; чувствуется переворот  в его сознании, совершенно новое безнадёжное осознание жизни и смерти, в верности которого он нисколько не сомневается. Затем капризность в нём развивается в сильное высокомерие и самолюбование. Жизнь для него теряет всякую ценность, всякий смысл; он полностью осознаёт её тщетность, и единственное, что может его заинтересовать - превращение невозможного в возможное, определение предела, до которого люди будут терпеть его зверства. Он ценит в людях волю, целеустремление, честь - качества, которые безусловно развиты у него; к людям с этими качествами он гораздо более благосклонен. Казнь для него вовсе не является злом, наказанием; смерть он считает скорее избавлением, и сам её нисколько не боится, даже желает. Ему нужно, чтобы близкие умерших осознали то, что осознал он; поняли его. Этого он почти добивается от Сципиона.

В конце спектакля он получает то, чего хотел - добирается до луны, после чего заговор приходит в исполнение; и именно на луну он уползает от вроде убивших его заговорщиков. Однако он не умирает, "он всё ещё жив", и непонятно, что это для него - кара или награда. Вообще, в спектакле многое для меня осталось непонятным, в частности, два его очень важных, без сомнения, образа - "призраки" Друзиллы и жены Муция, выглядящие как античные богини. Они постоянно сопутствуют Калигуле, окружают его, а под конец ему прислуживают. Возможно, это просто его видения, подтверждающие, как ему кажется, его правоту; возможно, это действительно знак одобрения и признания его правоты…

В спектакле очень чувствуется работа Альберта Альберта - пластика и танцы красивые, на высочайшем уровне. Нельзя не отметить и замечательную музыку.

Из Актёров кроме Епифанцева хочется выделить Cотникову, Чурсина, Граве, Епишева и Прудникова. Роли Шастиной и Ломоносовой бессловесны, но сыграны ими очень интересно, ярко и сильно; они очень выразительно играют движениями, телом, лицом, мимикой.

На премьере были Суханов и Житинкин с Ефимовым.

О спектакле (из журнала "Ваш досуг"): Монструозный актёр Владимир Епифанцев в роли садиста Калигулы - главная интрига премьеры вахтанговского театра по пьесе Альбера Камю. "Калигула" - это второй спектакль молодого режиссёра Павла Сафонова в Театре им. Вахтангова. Сначала была "Чайка", в которой Треплева играл тот же Владимир Епифанцев - первый бунтарь современного театра, развратитель нравов, всегда умно сочетавший садистские наклонности и пародию на садизм.

"Трагедия одиночества" - так обозначает Сафонов тему: "Имея такого Калигулу, как Володя, казалось бы очевидным построить спектакль на агрессивности актёра Епифанцева, свести всё к человеконенавистничеству. Но насилие Калигулы - для него только средство для достижения счастья мучаемых им людей. Трагедия его в том, что он достиг счастья прозрения один. Он скорее мученик, чем мучитель".

Традиционный психологический театр соединится в спектакле с современной психоделической музыкой и пластическим решением известного хореографа Альберта Альберта. В танец превратятся все злодейства Калигулы, знакомые публике по фильму Тинто Брасса. Пляской извивающихся змей обратится заговор патрициев против императора, да и само убийство Калигулы будет битвой античных титанов. Калигула Епифанцева даёт зрителю ассоциации от Хлестакова до Воланда. Актёр заявляет в интервью: "Калигулу не может играть тот, кто им не является. Это национальность. Калигула - это я. Каждый великий человек должен осознать себя Богом. Пускай назовём его Иисусом Христом. Он яркий пример творческой шизофрении, в которой простой человек осознаёт себя Богом. Эта шизофрения распространяется на века".

 

Действующие лица и исполнители:

 

Калигула

Владимир Епифанцев

Цезония

Елена Сотникова

Геликон

Спартак Сумченко

Сципион

Юрий Чурсин

Херея

Олег Лопухов

Сенект

Александр Граве,
Евгений Карельских

Мерейя

Анатолий Меньщиков

Управитель

Александр Прудников

Муций

Максим Браматкин

Лепид

Евгений Косырев

Октавий

Сергей Епишев,

Алексей Завьялов

Друзилла

Мария Шастина

Жена Муция

Ольга Ломоносова

(актриса Театра Станиславского)

 

Автор - Альбер Камю

Режиссёр - Павел Сафонов

Хореограф - Альберт Альберт

Художник - Станислав Морозов

Художник по костюмам - Мария Данилова

Автор музыкального оформления - Вадим Маевский

Помощник режиссёра - Ирина Горошкова

 

Продолжительность спектакля - 3 часа 20 минут с одним антрактом

Сайт создан в системе uCoz