Юрий Любимов

Родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. В 1934-ом  был принят в Студию МХАТ-2. На сцене этого театра сыграл свою первую роль в спектакле "Мольба о жизни". В 1936 году поступил в Щукинское училище. Будучи студентом, сыграл в спектаклях Театра  Вахтангова "Принцесса Турандот" (эпизодическая роль; позднее - Мудрец) Вахтангова, "Много шума из ничего" (Клавдио; позднее - Бенедикт) Рапопорта, "Человек с ружьем" (Связист; позднее - Дымов) и "Путь к победе" (Офицер) Рубена Симонова, "Соломенная шляпка" (Феликс) Тутышкина, спектакле МХАТ-2 "Мольба о жизни" (Мальчик у Парикмахера) Берсенева. Окончил училище в 1940 году и был призван в армию. С 1941 по 1946 год служил в армии артистом Ансамбля песни и пляски НКВД, после чего вернулся в  Театр Вахтангова. Среди его ролей Олег Кошевой в "Молодой гвардии", Кирилл Извеков в "Первых радостях", Тятин в "Егоре Булычёве и других" и   Треплев в "Чайке" Захавы; Крис во "Всех моих сыновьях", Анжельрас в "Отверженных", Анатолий в "Двух сёстрах" и  Ганя Иволгин в "Идиоте" Ремизовой; Шубин в "Накануне", Марк Пино в "Заговоре обречённых", Робин в "Миссурийском вальсе", Жезлова в "Раках", Молодой мужик в "Фоме Горееве", Манташев в "Большом Кирилле" и Улыбышев в "Двенадцатом часе" Рубена Симонова; Сирано в "Сирано де Бержераке" Охлопкова; Валентин в  "Двух веронцах", Грицаенко в "Вечной славе", Моцарт в "Маленьких трагедиях", Виктор в "Иркутской истории" и Алёшка в "Алексее Бережном" Евгения Симонова; Ромео в "Ромео и Джульетте" и Вилли в "Истории одной семьи" Рапопорта; Раймонда Де Эсперанжа в "После разлуки" Граве. Первый режиссерский опыт Любимова относится к 1959 году: на вахтанговской сцене он поставил пьесу Галича "Много ли человеку надо". В 1963 году, на третьем курсе, он поставил со студентами Щукинского училища, где он преподавал, знаменитый спектакль "Добрый человек из Сезуана". С этого спектакля началась история Театра на Таганке - театра Юрия Любимова. Дата рождения Таганки - 23 апреля 1964 года. В 1980 году после смерти Высоцкого Любимов поставил  спектакль "Владимир Высоцкий" памяти этого легендарного артиста и поэта. Этот спектакль власти запретили, запретили и следующую (1982) постановку Любимова - "Борис Годунов". С запретами театр встретился не впервые -  в 1968 году был запрещен спектакль "Живой". К 1983 году в театре складывается невыносимая ситуация: запрещены не только спектакли, но и репетиции "Театрального романа". Юрий Любимов выезжает в Англию для постановки "Преступления и наказания", и после ряда интервью западным журналистам в марте 1984 года он освобожден от должности художественного руководителя театра, а затем  лишён советского гражданства. За годы вынужденной эмиграции Юрий Любимов много работал на Западе, где поставил оперы "Под жарким солнцем любви" Л. Ноно, "Хованщина" и "Борис Годунов" Мусоргского, "Страсти по Матфею" Баха в Театре "Ла Скала"; "Тристан и Изольда" Вагнера и "Пир во время чумы" в Болонье (театр "Коммунале"); "Лулу" Берга в Турине (театр "Реджио") и Чикаго (театр "Лирик опера"); "Риголетто" Верди во Флоренции (Театр "Маджо Музыкале"); "Мастер и Маргарита" Кунада и "Пиковая дама" Чайковского в оперном театре Карлсруэ  (Германия); "Енуфа" Яначека в Оперном театре Цюриха и театре "Ковент Гарден"; "Золото Рейна"  Вагнера в театре "Ковент Гарден";  "Четыре грубияна" Вольф-Феррари и "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева в "Штатсопер" Мюнхена; "Дон Джованни" Моцарта в Национальной опере Будапешта; "Саламбо" Мусоргского в Неаполе (театр "Сан Карло") и Париже ("Гранд опера"); "Фиделио" Бетховена и "Тангейзер" Вагнера в "Штатсопер" Штутгарта; "Набукко" Верди, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама"  Чайковского в "Штатсопер" Бонна; "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича в "Штатсопер" Гамбурга; драматические спектакли "10 дней, которые потрясли мир" Рида в Национальном театре Гаваны; "Преступление и наказание" по Достоевскому в Будапеште (театр "Вигтинхаз"), Лондоне (театр "Лирик"), Вашингтоне, Болонье ("Арена дель Соле") и Вене ("Бургтеатр"); "Обмен" по Трифонову в Театре "Сиглигети" (Сольнек, Венгрия); "Трехгрошовая опера" по Брехту в Национальном Театре Будапешта; "Ревизская сказка" в Вене ("Бургтеатр"); "Бесы" по Достоевскому (Театр "Альмида", Лондон-Париж); "Закат" Бабеля и "Добрый человек из Сезуана" Брехта в театре "Габима" (Тель-Авив); "Пир во время чумы" по Пушкину и "Мастер и Маргарита" по Булгакову в Королевском Драматическом театре Стокгольма; "Гамлет" в театре "Хэймаркет" (Лестер, Великобритания); "Подросток" по Достоевскому и "Комедианты" Островского в Национальном театре Хельсинки; "Чайка" Чехова и "Кредиторы" по Стриндбергу в театре Дионисия (Афины); "Вишнёвый сад" Чехова в театре "Кати Дундалаки" (Афины) и многие другие. В мае 1988 года, благодаря Михаилу Горбачёву, Юрий Любимов приехал в Москву и восстановил запрещенного прежде "Бориса Годунова". Тогда же был восстановлен и спектакль "Владимир Высоцкий". В следующем, 1989 году, 23 февраля состоялась премьера "Живого" - через 21 год после постановки. В том же 1989 году Любимову вернули советский паспорт, а его имя как художественного руководителя вновь появилось на афишах Таганки. За 40 лет Юрий Любимов  поставил в Театре на Таганке спектакли "Добрый человек из Сезуана" по Брехту, "Герой нашего времени" по Лермонтову, "Антимиры" по Вознесенскому, "10 дней, которые потрясли мир" по Риду, "Павшие и живые", "Жизнь Галилея" по Брехту,  "Послушайте!" по стихам Маяковского, "Пугачёв" по Есенину, "Живой" по Можаеву, "Тартюф" по Мольеру, "Мать" по Горькому,  "Час пик" по Ставинскому, "Берегите ваши лица" по Вознесенскому, "Что делать?" по Чернышевскому, "А зори здесь тихие…" по Васильеву,  "Гамлет" по Шекспиру, "Вишнёвый сад" (?), "Под кожей статуи Свободы" по Евтушенко, "Товарищ, верь..." по Пушкину, "Бенефис" (Артисты — А. Н. Островскому), "Деревянные кони" по Абрамову, "Пристегните ремни" по Бакланову,  "Обмен" по Трифонову, "Мастер и Маргарита" по Булгакову, "Перекресток" по Быкову, "Ревизская сказка" по Гоголю, "Преступление и наказание" по Достоевскому, "Турандот, или конгресс обелителей" по Брехту, "Дом на набережной" по Трифонову, "Три сестры" по Чехову  (открытие Новой сцены), "Владимир Высоцкий", "Борис Годунов" и "Пир во время чумы" по Пушкину, "Дочь, отец и гитарист" по Окуджаве, "Самоубийца" по Эрдману, "Доктор Живаго" по Пастернаку, "Медея" по Еврипиду, "Подросток" и "Братья Карамазовы" по Достоевскому, "Марат и Маркиз Де Сад", "Шарашка" по Солженицыну (в этом спектакле Любимов играет Сталина), "Хроники" по Шекспиру; "Евгений Онегин" по мотивам Пушкина, "Театральный роман" по мотивам Булгакова,  "Сократ/Оракул" по мотивам Константина Кедрова, "Живаго (Доктор)" по мотивам Пастернака, "Фауст" по мотивам Гёте, "До и после" по стихам поэтов Серебряного века и "Идите и остановите прогресс! (обериуты)" по обериутам. В данный момент репетирует спектакль "ОБЭРИУТЫ" по произведениям Хармса, Введенского и других. Ведёт курс в РАТИ. Снялся в 18 фильмах: "Цветные новеллы" Мачерета, "Дни и ночи" и "Наше сердце"  Столпера, "Робинзон Крузо" Андриевского, "Беспокойное хозяйство" Жарова, "Голубые дороги" Брауна, "Мальчик с окраины" Журавлёва, "Мичурин" и "Прощай, Америка!"  Довженко, "Кубанские казаки" Пырьева, "Три встречи" Птушко, "Композитор Глинка" Александрова, "Белинский" Козинцева, "На подмостках сцены" Юдина, "Город зажигает огни" Венгерова, "Человек с планеты Земля" и  "Хуторок в степи" Бунеева,  "Каин XVIII" Кошеверовой и Шапиро, телеспектакле Анатолия Эфроса "Всего несколько слов в честь господина де Мольера".

Юрий Любимов - ещё один "патриарх" российского театра. Однако он, возможно, единственный, кого можно назвать  "человеком-эпохой", живой легендой. Правда, возможно, его эпоха уже ушла, а он в ней остался; к нему можно относится по-разному, но мне кажется, что его нельзя не уважать за всё то, что он сделал для российского и мирового театра. Из его знаменитых спектаклей я видел лишь "Тартюфа" и "Доброго человека из Сезуана". Потрясения они не произвели, однако в них есть совершенно непередаваемый "таганский" дух, неповторимый стиль. Это истинный театр, истинные чувства, слова и герои на сцене. В его спектаклях уникальный актёрский ансамбль, подобного которому нет нигде; он один из сильнейших существующих сегодня режиссёров-лидеров, его режиссёрская рука одна из самых сильных и жёстких. Также не может не удивлять и не восхищать, то, в какой прекрасной  форме он в свои 87 лет. Однако последние 6 его работ (честно говоря, я видел не все из них, но по отзывам и фрагментам из этих спектаклей ясно, что они все на одно лицо) очень разочаровывают. Они выглядят капустниками, весёлыми пародиями на произведения, по которым они поставлены, и состоят в основном из "приколов" (именно "приколов", а не шуток!), цитат, самоцитат и ностальгии по прошлому страны и прошлому Таганки. В них нет места серьёзным, истинным мыслям, чувствам и переживаниям, и "Театральный роман" у Любимова практически ни чем не отличается от "Евгения Онегина". Кроме того, тревожит то обстоятельство, что ставит в Театре на Таганке сейчас только он, и никакой достойной замены ему не видно. Но, видимо, он сам это понимает, и поэтому готовит учеников, возможно, кто-то из них и приблизится по мастерству, извините за тавтологию, к своему Мастеру…

Ссылки:

Официальный сайт 85-летия Юрия Любимова

Театр На Таганке

Сайт создан в системе uCoz