Пётр Фоменко
Окончил Московский педагогический институт в 1955
(одновременно с ним там учились Юрий Визбор и Юлий Ким), режиссерский
факультет ГИТИСа в 1961 году (мастера курса —
Н. П. Охлопков, Н. М. Горчаков, Н. В. Петров,
А. А. Гончаров). Поставил более шестидесяти спектаклей в Москве,
Санкт-Петербурге, Тбилиси, Польше, Австрии, Франции (недавно поставил там "Лес"
Островского в Комеди Франсез). Среди его работ "Король Матиуш I" Корчака (ЦДТ, 1965), "Смерть
Тарелкина" Сухово-Кобылина (Театр Маяковского,1966), "Дознание"
Вайса и "Микрорайон" (Театр
на Таганке), "Мистерия-Буфф" Маяковского (Театр
Ленсовета, Санкт-Петербург, 1969), "Как вам это понравится" Шекспира
(Театр на Малой Бронной, 1970), "Любовь Яровая" Тренева
(Малый театр, 1977), "Плоды просвещения" Толстого (Театр
Маяковского, 1985), "Калигула" Камю (Театр им. Моссовета,
1990), "Великолепный рогоносец" Кроммелинка (САТИРИКОН,
1994). В Ленинградском театре Комедии, где был главным режиссёром с 1977
до 1981 года, поставил спектакли "Этот милый старый дом"
Арбузова (1973), "Троянской войны не будет" Жироду
(1973), "Мизантроп" Мольера (1975), "Лес" Островского
(1979). В ГИТИСе (РАТИ) поставил спектакли "Борис
Годунов", "Волки и овцы" (1992), "Свадьба"
(1996), в театре Вахтангова — "Дело"
Сухово-Кобылина (1988), "Государь ты наш батюшка"
Горенштейна (1990), "Без вины виноватые" Островского (1993),
"Пиковая дама" Пушкина (1995), "Воскрешение, или
Чудо святого Антония" Метерлинка (1999). В основанной им на
базе своих курсов "Мастерской" поставил спектакли "Таня-Таня"
Оли Мухиной, "Волки и овцы" Островского, "Чичиков. Мёртвые души" и
"Чичиков. Мёртвые души. Том второй" Гоголя, "Одна
абсолютно счастливая деревня" Бориса Вахтина, "Семейное
счастие" и "Война
и мир. Начало романа. Сцены" по Толстому, "Безумная
из Шайо", "Египетские ночи" Пушкина, "Три сестры" Чехова. Теперь в его планах "Бесприданница".
Художественные и телевизионные фильмы: "Семейное счастие",
"Детство. Отрочество. Юность", "Пиковая дама",
"Выстрел", "Метель", "Гробовщик",
"На всю оставшуюся жизнь", "Почти смешная
история", "Поездки на старом автомобиле".
С 1981 преподает в ГИТИСе (затем в РАТИ); до 2001 года вёл
свой курс, теперь переданный Сергею Женовачу. Пётр Фоменко на сегодняшний день, безусловно, является
одним из "лидеров российского Театра"; одним из тех, кого называют
"Патриархами". К его спектаклям, возносимым критиками и некоторыми
любителями театра до небес, можно относится по-разному, но ясно, что он
создал совершенно уникальный театральный коллектив (как Киселёв - уникальный
журналистскийJ) и
театральный стиль. Но я лично не согласен с тем огромным восторгом и
восхищением, которое они вызывают у многих. Я видел только 2 спектакля
Фоменко - "Войну и мир" и "Одну абсолютно счастливую
деревню". Оба спектакля очень красивы, тонки, легки, но вместе с тем
глубоки, наделены определённой пронзительностью и всё же "Войне и
миру" чего-то недостаёт, возможно, накала, эмоций, энергии; глубоко в
душу спектакль не западает. А вот "Одна абсолютно счастливая
деревня" производит по-настоящему сильное впечатление всем -
действительно очень искренней и проникновенной актёрской игрой, очень точным
и ярким изображением русской деревенской жизни, русского характера. Этот
спектакль многие называют этюдным и не целостным, но мне так совсем не
показалось. Именно за "Одну абсолютно счастливую деревню" я полюбил
Фоменко и его Театр. |
Ссылка: